Что такое эргономика в машине
Перейти к содержимому

Что такое эргономика в машине

  • автор:

Эргономичный автомобиль — как меняются концепции интерьеров автомобилей?

Похоже, что об эргономичном автомобиле уже многое сказано, а границы возможностей уже исчерпаны. Однако, концепции развития этого ограниченного поля для деятельности все еще эволюционируют с изменением подхода к использованию автомобилей. Большую роль в этом процессе играют современные пластмассы и особенно, легкий пенополипропилен (EPP).

Идея эргономики как науки возникла в 60-е годы и в то время касалась организации рабочего места таким образом, чтобы производительность труда работников увеличивалась без необходимости внедрения автоматизации. Когда путешествия на автомобиле перестали осуществляться только ради удовольствия, а транспортные средства стали средством передвижения к работе или даже рабочим инструментом, эргономика вошла и в область моторизации.

Производители автомобилей стали делать ставку на разработку таких концепций салона автомобиля, которые были бы достаточно комфортными, чтобы не вызывать у водителя усталость, в соответствии с принципом «отдохнувший работник – хороший работник». В немецком языке появилось даже слово «Fahrerarbeitsplatz», означающее «рабочее место для водителя». Среди трех наиболее важных аспектов, которые считаются ключевыми в контексте безопасности и комфорта при передвижении на автомобиле, можно перечислить элементы приборной панели, форму и механизмы регулировки автомобильных сидений, а также уровень шума.

Эргономические элементы приборной панели

Сначала внимание было обращено на организацию приборной панели. Садясь в машину, водитель всегда должен знать, где найти конкретные функции, важны цвета элементов управления, или даже толщина линий шкалы градаций не должна отвлекать его от управления автомобилем. В этом случае основной целью является получение ощущения безопасности и полного контроля над автомобилем. Системы, которые сегодня можно найти в автомобилях, формы и размеры дисплеев, ручек и кнопок не случайны, и являются результатом многоступенчатых исследований и потребительских тестов.

Для создания идеального прототипа приборной панели при разработке «Мерседеса» А-класса были проведены испытания в зависимости от расположения водителя в макете автомобиля, в котором он следовал указаниям компьютера при записи своего поведения. В настоящее время, все концерны проводят аналогичные тесты на клиентах, прежде чем внедрять изменения. Однако, глядя на сегодняшние автомобили и сравнивая их с теми, что были сделаны еще в 50-е годы, можно сказать, что были изменены только детали – прямо перед глазами водителя все еще круглая рулевая колонка и счетчики, которые на данный момент приняли форму цифрового дисплея.

Дальнейшие изменения идут в сторону увеличения количества дисплеев, хотя тесты, проведенные Toyota, показали, что большее ощущение безопасности и уверенности дается пользователю не прикосновением к экрану с активными иконками, а традиционными «сенсорными» кнопочками. Можно констатировать, что «вершина эргономики» в этой области достигнута, и, возможно, водителям будет сложно привыкнуть к совершенно новым решениям, какие, например, предполагаются в электромобилях или в автономных транспортных средствах. Возникают даже споры о том, стоит ли оставлять в автономных автомобилях традиционные рулевые колеса.

Большое поле для разработки инновационных решений приборной панели предлагают современные литые под давлением пластмассы, широко применяемые в автомобилях. Эта технология позволяет получить высокоточные формы элементов кабины, таких как стойки рулевого колеса, вентиляционные отверстия, удобные перчаточные отделения или центральные консоли.

Как спроектировать удобное автокресло?

В настоящее время автомобиль постепенно перестает быть просто средством передвижения и рабочей средой, но имеет тенденцию становиться таким же комфортным, как и место проживания. Предполагается, что пользователь не должен чувствовать никакой разницы, выходя из дома и садись в машину. В будущем, помимо обычных сидений, в автомобилях должны появиться, например, удобные диванчики или столики, которые позволят проводить деловые встречи. Для того, чтобы это стало возможным, интерьер автомобиля должен приспосабливаться к пользователю, а не наоборот. Тем не менее, в данном контексте нерешенным вопросом, по-видимому, являются автомобильные сиденья, так как не так просто создать сиденье, которое было бы достаточно универсальным, чтобы приспособиться к потребностям пользователей с различным телосложением или с индивидуальной оценкой комфорта.

Традиционные системы регулировки сидений не всегда достаточны для того, чтобы чувствовать себя в автомобиле как дома в собственном кресле. Поэтому производители автомобилей все еще работают над новыми решениями. Примером таких инноваций может служить установка сидений с 50-ю позициями в Ford Continental или сиденья с функцией массажа в роскошных моделях Audi A8.

С другой стороны, слишком сложные механизмы могут весить слишком много, и даже сейчас традиционные сиденья составляют около 6% веса автомобиля. Привлекательное решение в этом контексте предлагает EPP, так как этот материал дает большую гибкость в проектировании различных видов сидений с небольшим весом, включая легкие задние кресла, усиленные металлическими элементами. Выбор соответствующей плотности сырья позволяет изготовить из него мягкое и долговечное наполнение подголовников автомобильных сидений или опор спинок сидений с малым весом и большой устойчивостью к деформации.

Эффективная звукоизоляция салона автомобиля

Последняя, но не менее важная область, над которой усердно работают производители автомобильной отрасли – это ограничение уровня шума, а также получение комфортного температурного уровня в салонах автомобилей. Здесь дизайнерам пришлось пойти на компромисс, потому что лучшие материалы глушителей были тяжелыми и дорогими. По этой причине хорошо звукоизолированные интерьеры очень трудно было найти в городских моделях европейских автомобилей класса «эконом», а только в моделях серии Premium.

Кроме того, в этом отношении вспененный полипропилен может оказаться привлекательной альтернативой традиционным глушителям. Элементы пола, интерьера багажника или фасада могут обладать не только очень хорошими акустическими свойствами, но и эффективно снижать вибрации. Его применение может улучшить стандарты звукоизоляции салона также и в популярных городских автомобилях.

Благодаря хорошим теплоизоляционным свойствам EPP позволяет дополнительно поддерживать стабильную температуру внутри автомобилей, что может оказаться особенно ценным в электромобилях. Это позволит снизить расход энергии, необходимой для их обогрева, увеличивая таким образом ассортимент этого вида автомобилей.

Хотите получить более специализированные знания?

    No related articles

Эргономика и практичность. Какие автомобили признаны самыми удобными?

Автомобиль Mercedes-Benz Vision EQS на международном автомобильном салоне во Франкфурте. 2019 год.

Создать по-настоящему удобный салон автомобиля — это большое искусство, доступное не каждому автопроизводителю. Над обустройством кабины работают специалисты по эргономике, которые стремятся разработать рабочее место водителя и кресла для пассажиров исходя из анатомического строения тела. В идеале водитель должен дотягиваться до любых кнопок и клавиш, не изменяя положения тела и не отрывая глаз от трассы. Ну а кресла пассажиров обязаны так принимать человека, чтобы обеспечить комфорт во время многочасовых вояжей и не допустить ломоты в пояснице.

Специалисты относятся с вниманием к каждой мелочи. Форма и пропорции панелей обивки, глубина ниши под торпедой, нависание крыши и прочие факторы оказывают влияние на психологическое восприятие автомобиля.

Эксперты аналитического агентства «Автостат» выяснили, какие автокомпании научились использовать законы эргономики максимально эффективно, благодаря чему их автомобили больше всего удовлетворяют клиентов с точки зрения удобства управления и комфорта передвижения.

Исследование проводилось в январе 2020 года путем онлайн-опроса более 2500 владельцев новых автомобилей различных марок. Все машины были выпущены в период с 2018 по 2019 год включительно.

Результаты оценивались по пятибалльной шкале, где оценка «1» выставлялась худшим участникам исследования, а «5» — лучшим автомобилям, полностью удовлетворяющим их владельцев. Оценки начислялись по 20 разным категориям и затем складывались. Максимально высокая итоговая оценка составляла 100 баллов. Но, к сожалению, ни один автомобиль не оказался на 100% идеален.

Mercedes-Benz

Самыми эргономичными автомобилями были названы Mercedes-Benz. Владельцы оценили их на 93,6 балла из 100 возможных. Лучше всего в них проработаны место водителя и конфигурация кресел. Огромное значение уделено шумоизоляции и комфорту пассажиров. Однако недочеты в работе бортовой мультимедийной системы и нарекания к качеству материалов на базовых версиях машин несколько снизили оценки.

BMW

Второе место по эргономичности заняла BMW. Владельцы баварских машин выставили 92,6 балла из 100 возможных. В салонах BMW можно ездить часами, не уставая. Управление мультимедийной системой и климатической установкой заслуживает особых похвал. Однако удары от жесткой подвески влияют на комфорт, что не нравится владельцам. Кроме того, на заднем диване пассажирам не всегда удобно из-за спортивного характера моделей BMW.

Audi

На третьем месте рейтинга оказалась Audi с 91,3 балла. Бренд лидирует по качеству материалов и по борьбе с негативными шумами. Идеальные оценки получили рабочее место водителя и задний диван. Однако небольшие недочеты в расположении кнопок управления опциями вызвали нарекания у владельцев.

Skoda

Неожиданно к компании премиалов приблизился народный бренд Skoda. Владельцы выставили ему 89,5 балла за великолепное рабочее место водителя, приближенное по удобству к Audi, а также за тщательно продуманные элементы дизайна Simply Clever. Зонтик в двери, скребок для льда в лючке бензобака и комплект для фиксации груза в багажном отделении очень нравятся хозяевам.

Volvo

Пятерку лидеров замыкает премиальный бренд Volvo с 88,7 балла. Шведские машины нравятся за качество исполнения материалов и выверенные размеры кабины. Однако жесткие сиденья с крепкими металлическими вставками против опрокидывания и запаздывания в работе мультимедийной системы заставили снизить оценки.

Ford

В десятку самых удобных автомобилей вошли и модели других производителей. Шестое место занял Ford, которому выставлена оценка в 88,4 балла. Автомобилисты отметили общее снижение эргономичности водительского места, кроме того, им не нравится остроконечный дизайн приборной панели.

Mazda

Японская Mazda заняла седьмое место и завоевала 86,6 балла. На фоне приемлемой эргономики сидений автомобилистам не понравились расположение подлокотника и дизайн рулевого колеса.

Haval

Очень неожиданно восьмое место рейтинга отошло китайскому производителю внедорожников Haval. Эти машины не имеют ярких достоинств, однако не раздражают хозяев откровенными провалами. Многие назвали их удобными за большой салон.

Geely.

Volkswagen

Девятую строчку списка занял Volkswagen. Этот бренд входит в одноименный концерн, который владеет Audi и Skoda. Маркетологи стараются развести автомобили по разным маркетинговым нишам, из-за чего делают машины Volkswagen более простыми, чем Audi и Skoda, что не нравится владельцам. Между тем Volkswagen делает комфортные машины, о чем свидетельствует оценка в 85,6 балла.

KIA

На десятом месте оказался бренд KIA. Для корейцев это большой прорыв, так как долгое время интерьеры их автомобилей заметно проигрывали конкурентам по качеству исполнения. Однако сейчас дизайнеры компании заметно улучшили эргономику салона и поработали над исправлением ошибок в размещении органов управления. Бренд получил заслуженные 82,4 балла из 100 возможных.

Что такое эргономика автомобиля?

Эргономикой в автомобильной практике называют качественный показатель. Они отвечают за соответствие конструкции транспортного средства антропометрическим данным водителя и пассажиров.

Эргономика в авто

Стоит отметить, что эксплуатационные свойства автомобиля будут лучше в том случае, если у него хороший показатель эргономичности. Только хорошая эргономичность обеспечит удобство и комфорт водителя, подарит хорошую поездку пассажирам. Плохие показатели эргономичности могут плохо сказаться не только на качестве поездки, но и на здоровье человека, находящегося в салоне и, тем более за рулем. Ведь ежедневно автомобилист проводит в положении сидя большое количество времени, что может сказаться на его опорно-двигательном аппарате. Во избежание подобных проблем современные автомобили, будь это легковой или грузовой транспорт, разрабатываются в соответствии с определенными нормами и стандартами.

admin

Другие термины

Что такое кузов?

Что такое шумоизоляция?

Что такое тонировка?

Что такое совместимость с iPhone/iPod?

Эргономика автомобиля — что это?

ergonomics

Эргономикой в автомобильном производстве принято считать комплекс показателей, которые выражают соответствие конструкции машины (ее кузова, салона) антропометрическ им характеристикам водителя и пассажиров и прямо влияющим на трудоспособность водителя и комфорт пассажиров. Руководствуясь многочисленными показателями, как то габариты автомобиля, длина его колесной базы, объем салона, расположение органов управления, кресел, высоты потолка, угла наклона лобового стекла и прочими, инженеры и дизайнеры определяют оптимальные для создания комфортных условий людям, которые будут управлять или попросту сидеть в машине, параметры, учитывающиеся при конструировании кузова и салона той или иной модели. Именно благодаря эргономике как отделу науки о соприкосновении человека и техники, у нас появились регулируемые по высоте, наклону, длине автомобильные кресла, рулевая колонка, подлокотники, подголовники, различные углы наклона и цвета подсветки приборной панели и размещения на них спидометра и тахометра, органы управления магнитолой и круиз-контролем на рулевом колесе и прочие удобства. Сегодня создание большинства автомобилей начинается не с рисования черт экстерьера или проработки силовых агрегатов, трансмиссий или конструкции подвесок, а с определения эргономических показателей. Ведь каким бы дорогостоящим и оснащенным ни был автомобиль, если у него низкая степень эргономичности, то он фактически обречен на коммерческий провал. В данном случае речь не идет об эксклюзивных моделях спорткаров, не предназначенных для широкого круга потребителей, и поэтому конструирующихся под антропометрическ ие характеристики определенного заказчика. Эргономика той или иной модели важна при массовом серийном выпуске автомобилей. Но и в эксклюзивных машинах все так или иначе подчинено эргономике, ведь клиент, заплативший немалую сумму за авто, помимо мощностных и динамических характеристик захочет передвигаться с комфортом.

Александр Гилев Эксперт Автомобильный журналист

30.09.2013 в 11:39

Наш канал в Телеграме

Самые свежие материалы — статьи, фото, видео

Наша группа Вконтакте

Новости с фото и видео. Обсуждения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *