Что такое ресивер в машине
Перейти к содержимому

Что такое ресивер в машине

  • автор:

Что такое спортивный ресивер

Что такое спортивный ресивер.
Кто занимается тюнингом своего автомобиля рано или поздно приходят к такому вопросу: «Что такое спортивный ресивер? И зачем он нужен?».
В данной записи я постараюсь коротко и понятно объяснить принцип его работы и для чего он нужен.
Спортивный ресивер (а если правильного его называть — спортивный впускной коллектор) — это главный элемент системы впуска бензинового двигателя, который выполняет функцию приготовления топливо-воздушной смеси и за счёт подбора его объёма и длины каналов, обеспечивает «динамический наддув» на определенных оборотах двигателя (на той частоте, на которую настроен данный ресивер).
Динамический наддув позволяет осуществить дозарядку цилиндров топливно-воздушной смесью, тем самым увеличивая коэффициент наполнения.
Благодаря этому увеличивается крутящий момент и соответственно мощность. Само явление «динамического наддува» основано на явлении резонанса. В соседних канала ресивера возникает колебание топливо-воздушной смеси и когда колебательная система попадает в резонанс, перед впускными клапанами повышается плотность, и как следовательно увеличивается коэффициент наполнения.
Простыми словами спортивный ресивер, за счет своей конфигурации, увеличивает массовый расход воздуха на тех оборотах двигателя, на которые он настроен.
Теперь поговорим о типах спортивных ресиверов.
В основном они делятся на два типа. Это с длинными каналами и короткими каналами.
Ресивер с длинными каналами работает на низких и средних оборотах (в частности заводской).
Ресивер с короткими каналами работает на высоких оборотах и поэтому его использование при городском использовании не очень оправданно, потому что двигатель начинает плохо тянуть снизу ( приходится постоянно выкручивать двигатель).
Также одной из главной характеристик ресивера является его объём. Чем больше его объём, тем больший расход воздуха он может через себя пропустить.
Теперь я думаю вам стало понятно, зачем нужен спортивный ресивер и как он устроен)
Если вам понравилась данная запись и вам хочется узнать еще много всего интересного про конструкцию двигателей внутреннего сгорания подписывайтесь на мою группу вк vk.com/chippowervaz.
Все подписавшимся огромное спасибо!

Ресивер что такое на авто

All-Audio.pro

В начале статьи я хочу рассказать вам немного теории. В сущности, спортивным ресивером чаще всего называют впускной коллектор, а это не верно, впускной коллектор и ресивер это две взаимосвязанные, но разные детали. Что делает впускной коллектор — впускной коллектор направляет воздушный поток в головку блока цилиндров, количеством воздуха управляет дроссельная заслонка. Смешивание воздуха с топливом обычно происходит в короткой части впускного коллектора или в ГБЦ, ресивер же служит для накапливания воздуха и компенсации колебаний. Выбор системы впуска обусловлен назначением автомобиля на тюнинговом автомобиле будет разумно применять спортивный ресивер последовательно типа с одной дроссельной заслонкой рис.

//optAd360 — 300×250 —>

Поиск данных по Вашему запросу:

Схемы, справочники, даташиты:
Прайс-листы, цены:
Обсуждения, статьи, мануалы:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.
По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.
Перейти к результатам поиска >>>

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Тюнинг Тайм #75: Ставим спорт ресивер на двенашку! — [© Жорик Ревазов 2015]

Ресивер кондиционера автомобиля — фильтр осушитель.

//optAd360 — 300×250 —> Друзья приветствую Вас! Подходя к теме ресиверов, сразу хочу сказать, что это уже более серьезный апгрейд, нежели предыдущие. Здесь сразу нужно акцентировать внимание на том, что большая отдача будет именно при последовательной установке — то есть когда ставится ресивер предпочтительнее либо уже иметь нулевик и заслонку см. Если поставить только ресивер, эффект будет, но в меньшей степени. Второй важный момент. Перед тем как Вы начнете тюнинговать автомобиль, Вы должны сразу определиться по какому направлению пойдете. Это верховой либо низовой мотор, атмосферный или турбированный. Различия — прямо противоположные. Какие то детали будут универсальными, то есть работать на любом варианте мотора, а какие то строго индивидуальны под каждый конкретный случай. Я при сборке авто руководствовался идеей верхового мотора, у которого при оборотах 3 — 6 реализуется полная мощность, по принципу чем дальше — тем больше. Теперь давайте глянем на это дело по порядку. Какое имеет значение? Все банально просто. Когда авто работает на высоких оборотах, скажем при движении по трассе при обгоне, то стокового ресивера уже зачастую недостаточно чтобы обеспечить двигатель нужным количеством воздуха, ввиду чего явно ощущается нехватка воздуха на больших оборотах. Каждый видел, как ресивер соединяется с ГБЦ для тех кто не знает — головка блока цилиндров , посредством изогнутой части ресивера с фланцем для крепления. А вот уже на высоких дела обстоят не так хорошо. При коротких рогах наполнение воздухом цилиндров происходит лучше всего именно после средних оборотов, что и характеризует ресивер как верховой. Дудки являются дудками в прямом смысле слова, расположены внутри ресивера, служат опять таки для лучшего наполнения за счет образования на выходе из них разряжения, что способствует более быстрому наполнению. Еще хочу заметить, что конкретно в этом ресивере что я указал форсунки расположены под прямым углом к каналу ГБЦ, в отличие от стандартного ресивера, где форсунки находятся под изгибом, что не способствует лучшему наполнению цилиндров. Как Вы понимаете, этого хватает с запасом. В плане установки с ресивером придется повозиться побольше, тем более что гайки крепления закрутить гораздо сложнее, так как он полностью отличается от стандартного. Согласитесь, уже лучше, не правда ли?

Bluetooth ресивер с поддержкой AAC в авто

Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 8 мая ; проверки требуют 2 правки. По функционалу отличается от иных сосудов типа резервуар, балон, цистерна, расширительный бак, теплообменник и т. Ресивер не предназначен для опорожнения, предназначен для регулирования расхода среды, инульсаций и т.

CD-ресивер является необходимым элементом качественной акустики в выходов позволяет организовать качественную аудиосистему в автомобиле.

Цифровой медиа — ресивер

Друзья приветствую Вас! Подходя к теме ресиверов, сразу хочу сказать, что это уже более серьезный апгрейд, нежели предыдущие. Здесь сразу нужно акцентировать внимание на том, что большая отдача будет именно при последовательной установке — то есть когда ставится ресивер предпочтительнее либо уже иметь нулевик и заслонку см. Если поставить только ресивер, эффект будет, но в меньшей степени. Второй важный момент. Перед тем как Вы начнете тюнинговать автомобиль, Вы должны сразу определиться по какому направлению пойдете. Это верховой либо низовой мотор, атмосферный или турбированный. Различия — прямо противоположные.

Автомобильные ресиверы

Ресивер что такое на авто

В начале статьи я хочу рассказать вам немного теории. В сущности, спортивным ресивером чаще всего называют впускной коллектор, а это не верно, впускной коллектор и ресивер это две взаимосвязанные, но разные детали. Что делает впускной коллектор — впускной коллектор направляет воздушный поток в головку блока цилиндров, количеством воздуха управляет дроссельная заслонка. Смешивание воздуха с топливом обычно происходит в короткой части впускного коллектора или в ГБЦ, ресивер же служит для накапливания воздуха и компенсации колебаний. Выбор системы впуска обусловлен назначением автомобиля на тюнинговом автомобиле будет разумно применять спортивный ресивер последовательно типа с одной дроссельной заслонкой рис.

Ваша выгода — 15 рублей!

Ресиверы компрессора во Владивостоке

А тут вся проблема в том, сможет ли компрессор больше прокачать. Взять тот же Беркут Pro 24, по характеристикам вроде Поэтому такой датчик вполне себе. Я сейчас тоже собираю систему, заказал датчик по глупости , теперь вот не знаю, куда его вкрутить, перезаказал поменьше. Вместо бензинового фильтра надо ставить влагоотделитель, а вообще есть на драйв2 сообщество по пневме, там очень мого интересного. Кстати есть о совдеповского производства.

Ресивер 16-кл Супер-Авто (128-й ресивер алюминиевый литой)

Регистрация Вход. Ответы Mail. Работа на заводе Шкода, Чехия 1 ставка. Какие чехлы из предложенных, Вы бы выбрали? Как думаете, в городе гаишники сразу отправят на штраф-стоянку это чудо, или есть варианты? Лидеры категории Антон Владимирович Искусственный Интеллект. Кислый Высший разум.

Ресивер предназначен для установки на автомобили ВАЗ с 16 клапанным двигателем. Не требует никаких доработок кузова, устанавливается на.

Как выбрать CD-ресивер в авто?

Сайт помогает найти что-нибудь интересное в огромном ассортименте магазинов и сделать удачную покупку. Если Вы купили что-то полезное, то, пожалуйста, поделитесь информацией с другими. Также у нас есть DIY сообщество , где приветствуются обзоры вещей, сделанных своими руками.

Что такое медиа ресиверы и станции, какие основные отличия от автомагнитолы?

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Сравнение: Ресивер Формаш vs. Заводской ресивер на ДВС Ваз 21124 16кл.
Здесь вы можете купить ресиверы компрессора. Продажа и цены на ресиверы компрессора для автомобилей во Владивостоке. Смотрите все объявления в архиве. Продажа компрессорное оборудование для авто.

Перевод: zCarot Распространение информации возможно только с письменного разрешения администрации издания. Клуб экспертов THG.

Ресиверы кондиционера для авто

Как выбрать CD-ресивер в авто? CD-ресивер является необходимым элементом качественной акустики в автомобиле. Поскольку ценовые категории CD-ресиверов отличаются, следует подобрать изделие, подходящее по вашим возможностям. Товары эконом-класса пользуются огромной популярностью. Говоря о других технических характеристиках, следует отметить одну пару линейных выходов, регулятор тембров. Бывает, что CD-ресивер даже не имеет линейных выходов, поэтому если вы планируете подключение усилителя, то такое изделие не подходит. Также отсутствуют настройки управления ченйджером и яркостью экрана. Принцип работы и разновидности реле блокировки двигателя. Преимущества установки подогрева сидений в автомобиль. Советы, как подготовить кузов автомобиля к зиме. Часть 2.

Впускной ресивер: описание, характеристики и принцип действия

Двигатель – это основа любого автомобиля. Этот агрегат включает в себя множество узлов и механизмов. Один из таких – это впускной ресивер (он же коллектор). Данный элемент имеется на каждом автомобиле. В сегодняшней статье мы рассмотрим, для чего нужен впускной ресивер, как он устроен и как работает.

Характеристика

Итак, какие функции выполняет коллектор? Основная задача данного элемента заключается в равномерном распределении топливно-воздушной смеси или воздуха (если это ДВС с непосредственным впрыском) по цилиндрам силового агрегата. Благодаря равномерному распределению горючего, обеспечивается оптимальная производительность ДВС. Кроме того, одна из задач, которая возлагается на впускной ресивер ВАЗ-2112 16 клапанов – это крепление инжекторной топливной аппаратуры, а также дроссельной заслонки. Если говорить о более старых автомобилях, то на коллекторе закрепляется карбюратор, участвующий в приготовлении смеси.

Вам будет интересно: Перетяжка автомобильного салона. Обшивка кожей: пошаговая инструкция и рекомендации

впускной ресивер

Также отметим, что технология отключения цилиндров с целью экономии топлива на современных авто достигается за счет применения ресиверов с переменной геометрией. Зачастую данная функция имеется на машинах с двигателями V8 и V10.

Еще одна функция – это работа вспомогательных систем. В коллекторе в связи с нисходящим давлением получается частичное разряжение. Инженеры научились применять вакуум в качестве приводной силы для:

  • Усилителя тормозов.
  • Системы круиз-контроля.
  • Системы контроля за вредными выбросами.
  • Вентиляции картера и так далее.

Материалы и конструкция ресиверов

Вам будет интересно: Система охлаждения «Шевроле-Ланос 1.5»

По своей конструкции данный элемент представляет собой закрытый резервуар с отводящими патрубками и общей камерой. Еще 15 лет назад на автомобили поголовно устанавливались алюминиевые и чугунные ресиверы. Однако ситуация изменилась в 2000 годах. Именно тогда на машинах стали появляться первые пластиковые коллекторы. Ярким примером тому служат автомобили «Форд» с двигателями «Дюратек».

впускной ресивер ваз 2112

Как это работает?

Рассмотрим, как действует ресивер впускного коллектора. Топливные форсунки или карбюратор распыляют горючее в приемную трубу ресивера. Из-за электростатической силы капли бензина будут собираться в более крупные в воздухе либо оседать на стенках. Эти действия нежелательны, поскольку ведут к неправильному смесеобразованию. Чем лучше будет распыляться бензин, тем полнее и интенсивен он сгорит в камере. Поэтому чтобы исключить негативные факторы и обеспечить максимально качественное распыление, внутренние части ресивера сделаны нешлифованными. При этом поверхность не является чрезмерно грубой, поскольку это может вызвать большую турбулентность и привести к падению мощности ДВС.

ресивер ваз 2112

Впускной ресивер должен иметь определенную форму, емкость и длину. Оптимальный вариант – это равнодлинный коллектор. Все вышеперечисленные параметры рассчитываются при разработке конкретного силового агрегата. Коллектор заканчивается воздушными каналами, направляющими поток кислорода к клапанам ДВС. На дизельных агрегатах, где имеется непосредственный впрыск, поток воздуха завихряется и попадает в цилиндр. В последнем уже происходит смешивание с топливом.

Особенности формы и длины патрубков ресивера

В последнее время инженеры придают особое внимание данным параметрам коллектора. В конструкции канала следует исключать острые углы и резкие искривления. В данных местах топливо, что смешано с воздухом, будет однозначно оседать на стенках. Поэтому большинство автопроизводителей практикуют установку таких ресиверов, где все каналы имеют равную длину, вне зависимости от удаленности от центра. Данная тенденция пошла от спортивных автомобилей.

Подобная конструкция позволяет исключить резонанс Гельмгольца. Поток смеси воздуха и бензина при открытии соответствующего клапана двигается четко по каналу ресивера в сторону цилиндра. Когда клапан закрывается, то воздух, который не успел пройти в камеру, продолжает давить на тарелку. Под воздействием высокого давления воздух стремится вернуться в верхнюю часть ресивера. В итоге образуется противоток в канале. Он прекращается, когда клапан открывается в следующий раз. смена направления потоков происходит на очень быстрой скорости. Как показали исследования, данная скорость близка к сверхзвуковой. Ведь, помимо закрытия и открытия клапанов, воздух будет стремиться менять направление из-за явления резонанса. Когда воздух ходит со стороны в сторону, это непременно приводит к потере мощности.

ваз 2112

Впервые ресиверы, что были оптимизированы по резонансу, стали использоваться на V-образных десятицилиндровых двигателях «Крайслер». А далее подобную схему начали практиковать и другие мировые производители.

Ресивер с изменяемой геометрией

Это относительно свежая разработка, которая в последнее время получает все больше сторонников. Сейчас есть несколько принципов реализации данной конструкции. Один из них предполагает наличие двух каналов, по которым может двигаться смесь либо кислород. Один канал короткий, другой – длинный. При определенном режиме работы, установленный клапан будет закрывать короткий путь.

впускной ресивер ваз

Обратите внимание, что при замене впускного ресивера прокладка должна быть всегда новой. Если установить старую, нарушится герметичность. Есть вероятность подсоса воздуха и как следствие, нестабильная работа мотора, а также повышенный топливный аппетит.

Также рассмотрим второй принцип реализации изменяемой геометрии коллектора. Здесь клапан монтируется в приемную трубу. При достижении определенных условий, заслонка будет уменьшать внутренний объем камеры. Как правило, такая схема практикуется на ДВС с небольшим числом цилиндров. На более крупных моторах реализуются более сложные системы, позволяющие также отключать часть цилиндров с целью экономии топлива. Так, часть камеры, к которой присоединяются каналы половины цилиндров, перекрываются заслонкой.

Особенности эксплуатации впускного ресивера

В отличие от самого двигателя, эта деталь не требует обслуживания. Однако нужно периодически контролировать качество прокладок. Малейший подсос воздуха – это троение двигателя и желтая лампа «Чек» на панели приборов.

впускной ресивер ваз 2114

Отметим, что пластиковые коллекторы, которые сейчас широко распространены, больше подвержены деформации, чем остальные. Этот момент нужно учитывать при затягивании гаек ресивера. Обязательно следует использовать динамометрический ключ, соблюдать момент затяжки. Закручивать болты следует от центра, а далее двигаться к периферии.

Про доработку коллектора

Тюнинг впускного ресивера ВАЗа – очень популярная тема. Данная операция имеет два направления. Это доработка внутренней поверхности и преодоление негативного влияния формы элемента. Если последний несимметричный, то большая часть воздуха будет попадать в первый цилиндр, а во все последующие проникает все меньше и меньше кислорода. Но у симметричного тоже есть недостатки. Здесь воздух будет попадать в наибольшем количестве в средние цилиндры. Доработки впускного ресивера ВАЗ-2114 в данном случае заключаются в замене штатного коллектора на систему многодроссельного впуска. Здесь воздушные потоки уже не зависят друг от друга. Соответственно, в каждый цилиндр попадает одинаковое количество кислорода.

впускной ресивер 2112

Доработать впускной ресивер ВАЗ-2112 можно и другим путем. Так, некоторые выполняют шлифовку внутренней поверхности. Избавившись от некоторых приливов и неровностей, можно обеспечить более равномерную подачу воздуха в двигатель. Но как показывает практика, данная доработка не приносит значительный прирост мощности. Более результативное решение – установка дросселей. Однако делать это стоит лишь при установке турбины, иначе тюнинг будет неоправдан.

Заключение

Итак, мы рассмотрели, что собой представляет впускной ресивер. Как видите, это весьма важная часть в двигателе автомобиля. От ее конструкции зависит качество смесеобразования и стабильность работы ДВС.

Для чего нужен ресивер в компрессоре

Для чего нужен ресивер в компрессоре

Компрессорный ресивер — это герметичная емкость, которая предназначена для хранения сжатого воздуха, а также стабилизации давления в пневмосистеме. Воздухосборники не являются обязательными и относятся к категории дополнительного оборудования. Однако практика показывает, что их применение оправдано как для бытовых, так и для промышленных агрегатов.

Конструкция и принцип действия

Чтобы ответить на вопрос о том, зачем нужен ресивер в компрессоре, следует подробнее рассмотреть особенности этого устройства и принцип его работы. Основными конструкционными элементами воздухосборника являются:

  • герметичная емкость, в которой находится сжатый воздух;
  • предохранительный клапан, предназначенный для стравливания рабочей среды в случае превышения заданных параметров давления;
  • манометр, с помощью которого контролируют давление в воздухосборнике;
  • кран, используемый для удаления конденсата;
  • входной и выходной патрубок, при помощи которых ресивер соединяется с компрессором и пневмосистемой.

Примеры оборудования

Модель: РВ 900-02/10
397​ 000 руб.

Модель: РВ 900/10
86​ 500 руб.

Модель: РВ 110/10
29​ 800 руб.

Принцип действия оборудования состоит в следующем. По входному патрубку рабочая среда сжатая компрессором, поступает в емкость, где достигает нужного давления. Одновременно излишки влаги оседают на стенках в виде конденсата, что способствует дополнительному осушению воздуха. После этого сжатый газ через выходной патрубок подают в пневмосистему предприятия или на сопряженный с ресивером пневмоинструмент. Ресивер можно использовать с любым видом компрессоров: поршевыми, спиральными и винтовыми компрессорами.

Так для чего нужен ресивер в компрессоре?

Ресивер в компрессоре

Одну из задач, решаемых с помощью воздухосборника, мы обозначили выше. Это удаление конденсата из сжатого воздуха, благодаря чему снижается коррозия пневмосистемы. Но осушение — это не единственный ответ на вопрос о том, для чего нужен ресивер в компрессоре. Применение воздухосборника позволяет решить и другие задачи.

Накопление сжатого воздуха

При одновременной работе всех потребителей, производительности компрессорного оборудования может быть недостаточно. Использование накопителя обеспечивает стабильную подачу рабочей среды в период пиковых нагрузок.

Сокращение циклов включения/выключения компрессора

Работая в автоматическом режиме, агрегаты выключаются при достижении заданного давления в системе и вновь включаются при его падении. Как правило, эта разница составляет всего 2 бар. Без использования ресивера количество циклов включения заметно возрастает, что ведет к увеличению износа и сокращению срока службы компрессора.

Компенсация пульсаций в пневмосистеме

При работе поршневого оборудования сжатый воздух поступает в систему не равномерно, а импульсно. Чтобы решить эту проблему, установку оснащают воздухонакопителем, который устраняет пульсацию.

Итак, с вопросом о том, зачем нужен ресивер в компрессоре, мы разобрались. Теперь предлагаем вам ознакомиться с основными разновидностями воздухосборников и особенностями их монтажа.

Виды оборудования

Ресиверы компрессоров могут быть вертикальными или горизонтальными. Емкости первого типа более востребованы, поскольку обладают компактными размерами и позволяют рационально использовать площадь производственного помещения.

Примеры оборудования

Модель: РВ 900-02/10
397​ 000 руб.

Модель: РВ 900/10
86​ 500 руб.

Модель: РВ 110/10
29​ 800 руб.

Все воздухосборники, вне зависимости от конфигурации, при необходимости не трудно объединить в общую сеть. Причем монтаж можно выполнить двумя методами — параллельно и последовательно. Каждый способ имеет свои плюсы и минусы.

Примеры оборудования

Модель: РВ 900-02/10
397​ 000 руб.

Модель: РВ 900/10
86​ 500 руб.

Модель: РВ 110/10
29​ 800 руб.

Параллельное соединение

Параллельное соединение

Преимущество этого метода монтажа состоит в высокой ремонтопригодности системы. В случае выхода из строя одного из ресиверов, его просто отключают от общей системы и выполняют ремонт либо замену. Кроме того, данный способ обеспечивает максимальную пропускную способность накопителей.

Последовательное соединение

Главным плюсом этого варианта монтажа является дополнительная очистка рабочей среды от влаги и примесей масла. Сжатый воздух последовательно проходит через все емкости в сети и попутно очищается. Что касается минусов такого соединения, то к их числу стоит отнести суммарное сопротивление ресиверов, снижающее их пропускную способность.

Основные критерии выбора воздухосборников

Воздухосборники

Ознакомившись с данной статьей, вы узнали, зачем нужен ресивер в компрессоре, какие типы емкостей бывают, как выполнить монтаж двух и более накопителей. В завершение предлагаем вам изучить основные параметры, требующие внимания при покупке оборудования.

  • Объем. Этот показатель варьируется от 5 литров (для бытовых моделей) до 1000 и более литров (для промышленных агрегатов). При выборе следует придерживаться правила: чем мощнее компрессор, тем больше ресивер. В среднем его объем должен составлять около 30-50% от производительности агрегата.
  • Давление. Для использования в комплексе с бытовым инструментом обычно достаточно ресивера, рассчитанного на хранение воздуха под давлением до 10 бар. Для коммерческого применения на малых предприятиях подойдут модели, выдерживающие до 16 бар.
  • Пропускная способность. Этот параметр определяет, какое количество воздуха (в литрах) может пропустить через себя ресивер за одну минуту. Чем выше потребность в сжатом газе, тем больше должна быть пропускная способность воздухосборника.

Ориентируясь на данные критерии выбора, вы сможете подобрать оборудование, оптимально подходящее для заданных условий эксплуатации.

Начиная эту статью, мы планировали ответить на распространенный вопрос о том, для чего нужен ресивер в компрессоре. Но не смогли не затронуть тему выбора и применения накопителей сжатого воздуха. Надеемся, что наши советы будут полезными. Если же у вас остались вопросы, приглашаем воспользоваться профессиональной помощью в подборе компрессорного ресивера. Чтобы проконсультироваться со специалистом ГК «Энергопроф», свяжитесь с нами по бесплатному телефонному номеру, указанному на сайте.

Источники:

  1. Поршневые компрессоры: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Холодильные и компрессорные машины и установки» / Б. С. Фотин, И. Б. Пирумов, И. К. Прилуцкий, П. И. Пластинин; Под ред. Б. С. Фотина. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1987. — 372 с.: ил.
  2. Пластинин, П. И. Поршневые компрессоры. Том 1. Теория и расчет / П.И. Пластинин. М.: Колос, 2000. — 456 c.
  3. Компрессор / Джесси Рассел. М.: VSD, 2013. — 607 c.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *