Что такое обод колеса автомобиля
Перейти к содержимому

Что такое обод колеса автомобиля

  • автор:

Краткие сведения об автомобильных колесах и ободьях

Колесо — вращающийся элемент автомобиля, воспринимающий нагрузку от массы автомобиля и передающий крутящий момент. Колесо расположено между шиной и ступицей. Обычно колесо состоит из двух основных частей — обода и диска.

Обод — часть колеса, на которую монтируется и опирается шина.

Диск — часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом.

Одинарное колесо — колесо, установленное на ступице и несущее одинарную шину.

Сдвоенное колесо — колесо, состоящее из двух одинарных колес, установленных на одной ступице.

2. Классификация колес.

Колеса для автомобилей классифицируются по их принадлежности к тому или иному типу автомобиля, по конструкции и типу устанавливаемых на них шин:

а) колеса для легковых автомобилей, автобусов особо малой вместимости, прицепов и грузовых автомобилей с полезной нагрузкой до 1,5 т, имеющие неразборные глубокие ободья с коническими полками и предназначенные для камерных и бескамерных шин постоянного давления (ОСТ 37.001.429-86);

б) колеса дисковые и бездисковые (ГОСТ 10409) для грузовых автомобилей, автобусов, прицепов, полуприцепов и троллейбусов, имеющие разборные ободья с коническими полками, предназначенные для камерных автомобильных шин, и колеса, имеющие неразборные ободья (ОСТ 37.001.479-88), предназначенные для бескамерных автомобильных шин;

в) колеса дисковые и бездисковые (ГОСТ 28744) для грузовых автомобилей, работающих в условиях бездорожья и на мягких грунтах, имеющие разборные ободья с распорными кольцами, предназначенные для шин с регулируемым давлением воздуха.

3. Колеса обозначают основными размерами ободьев — номинальной шириной профиля и номинальным диаметром обода (в миллиметрах или дюймах).

Примеры обозначения колес:

а) выпускаемых по ОСТ 37.001.429-86 для легковых автомобилей —

127Jx330 или 5Jx13

114Kх355 или 4 1/2Kх14

152Lx380 или 6Lx15

114Bх305 или 4,5Bх12;

б) выпускаемых по ГОСТ 10409 для грузовых автомобилей —

140-508 или 5,5-20

152-508 или 6,0-20

178-508 или 7,0-20

206-508 или 8,0-20;

в) выпускаемых по ОСТ 37.001.478-88 для бескамерных автомобильных шин:

где первые цифры — 127; 114; 152; 140; 152; 178; 206 — обозначают номинальную ширину профиля обода в миллиметрах, а цифры — 5; 4 1/2; 6; 4,5; 5,5; 6,0; 7,0; 8,0; 8,25 и 9,00 — в дюймах;

вторые цифры — 330; 355; 380; 305; 508 — обозначают номинальный посадочный диаметр обода в миллиметрах, а 12; 13; 14; 15; 20 и 22,5 в дюймах; буквы J, K, L, B — обозначают тип бортовых закраин для колес легковых автомобилей;

г) выпускаемых по ГОСТ 28744 для шин с регулируемым давлением:

465-228 старое обозначение (228Г-457);

515-254 старое обозначение (254Г-508),

где первые цифры — 465, 515 — обозначают номинальный посадочный диаметр в миллиметрах; вторые цифры — номинальную ширину профиля обода в миллиметрах.

Что такое обод колеса автомобиля

Колесо – движитель транспортного средства (автомобиля), промежуточная между ступицей и пневматической шиной часть ходовой системы автомобиля. От качества изготовления, прочности и надежности колес в большой степени зависит надежность работы шин и безопасность движения.

Состоит из диска, несущего обод (наружную часть, на которую монтируют шину) и имеющего отверстия для крепления к ступице. Обод и колесный диск, как правило, соединены сваркой (разборное колесо) или выполнены как единое целое литьем, штамповкой (неразборное).

В основу классификации колес по видам (типам) положены типы применяемых на них шин. В зависимости от типа шины колеса можно разделить на колеса для камерных и для бескамерных шин. При этом на колеса для бескамерных шин можно монтировать и камерные шины.

В зависимости от конструктивных особенностей колеса классифицируют:

• по способу крепления колеса на ступице автомобиля – на дисковые и бездисковые (на легковых автомобилях не применяются);

• по числу колес, устанавливаемых на ступицу – на одинарные и сдвоенные. Для легковых автомобилей применяют одинарные колеса; сдвоенными колесами оснащают задние мосты легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости;

• по конструкции обода – на колеса с неразъемным однокомпонентным ободом, с разъемным двухкомпонентным ободом, с разъемным трехкомпонентным ободом;

• по конструкции диска – со штампованным, литым или кованым диском.

В зависимости от материала, из которого изготавливают колеса, их подразделяют на:

стальные;

• из легких сплавов (легкосплавные);

комбинированные – обод из стали, а диск из легкого сплава. Существуют колеса из композитных материалов, но их применение крайне редко.

Рис.1 Конструкция колеса:

1 – обод; 2 – диск; D – посадочный диаметр обода;А – ширина обода; В – ширина закраины обода; Р – ширина посадочной полки обода; Н – глубина монтажного ручья;L – вылет обода (ET); d – диаметр крепежного отверстия; d1 – диаметр расположения крепежных отверстий; d2 – диаметр центрального отверстия диска (PCD); t – толщина диска

В зависимости от расположения обода относи.тельно диска колеса могут быть:

а) с положительным вылетом L обода (Рис.2а) — колесо изготовлено таким образом, что продольная плоскость симметрии А обода смещена относительно привалочной плоскости диска к ступице автомобиля, т.е. в сторону продольной оси автомобиля;

б) с нулевым вылетом L обода (Рис.2б), когда колесо собрано таким образом, что привалочная плоскость диска совпадает с продольной плоскостью сим.метрии обода;

в) с отрицательным вылетом L обода (Рис.2в) — колесо изготовлено так, что продольная плоскость симметрии обода смещена относительно привалочной плоскости диска в сторону от продольной оси автомобиля.

Рис. 2. Конструктивные схемы колес:

а) с положительным вылетом; б) с нулевым вылетом; в) с отрицательным вылетом

1 – обод; 2 – диск; 3 – ступица; А – продольная плоскость симметрии обода; L – вылет обода; С — привалочная плоскость диска

Вылет обода является важным параметром колеса. Для каждой марки автомобиля вылет обода выби.рается на базе расчетов с тем, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц колес и подвеску. Колеса, предназначенные для боль.шинства марок автомобилей, имеют положительный вылет обода, составляющий 10-50 мм. Выпускаются колеса и с нулевым вылетом обода (ГАЗ-2410, -31029 «Волга» и др.)

На ряд марок, таких как Mitsubishi, Рajero, Nissan, Тoyota, Land Cruiser и др. устанавливают колеса с отрицательным вылетом обода, составляющим 10 мм.

Обод колеса автомобиля

На рис. 28.2 изображены основные детали конструкции, которая используется для установки шины колеса. Углубленная средняя часть или седло обода позволяет вдавливать шину в это углубление, так что противоположная сторона (ближняя к клапану) может быть поддета и вытащена поверх фланца обода. Давление в шине заставляет борт шины располагаться под небольшим наклоном (5°) и «фиксировать» шину в ободе.

Диаметр обода обозначен на шине. Например, шина 145 х 12 устанавливается в ободе диаметром 12 дюймов; число 145 означает номинальную ширину шины в миллиметрах.
Плоский обод из трех частей
На тяжелых автомобилях используются плотные шины с прочными бортами, которые требуют обода с разборным фланцем. Разрезное фиксирующее кольцо, наподобие большого обжимного кольца, удерживает фланец на месте. Когда фланец надевается на шину, фиксирующее кольцо может быть снято.

Обод с седлом половинной глубины

Этот обод из двух частей является компромиссом между глубоким ободом и плоским ободом и используется на легких грузовиках. Разрезной съемный фланец облегчает снятие шины, а небольшой конус обеспечивает «фиксацию» шины на ободе. При снятии шины используется седло небольшой глубины.
Разъединяемый плоский обод

Используемый большей частью на военных автомобилях, этот тип обода изготавливается из двух частей, которые прикручиваются друг к другу кольцами или гайками. Ни в коем случае не следует снимать эти гайки при замене колеса.
Малогабаритные запасные колеса
Запасное колесо необходимо возить в автомобиле на тот случай, если одна из шин будет проколота. Для размещения запасного колеса можно использовать различные места, наиболее часто используется место в багажном отсеке, в задней части автомобиля.
Для уменьшения места, занимаемого запасным колесом, и увеличения свободного места для багажа некоторые производители изготавливают специальные узкие запасные колеса.
Такое малогабаритное запасное колесо используется только для того, чтобы автомобиль имел возможность доехать до ремонтной мастерской. Иногда такое колесо называется колесом 40-40, и автомобиль не должен двигаться с установленным колесом такого типа со скоростью более 65 км/ч и на расстояние более 65 км.

В словаре шина определяется как резиновый или металлический обруч, оболочка на ободе колеса, располагаемая на нем для уменьшения вибрации.
Пневматическая шина
Вначале шины главным образом служили для упрочнения колеса, но мало улучшали комфорт. Это было до тех пор, пока изобретатель R.W. Thomson в 1845 году не изобрел пневматическую шину, которая была способна уменьшать высокочастотную вибрацию. Эта идея была развита J.B. Dunlop в 1888 году и применена вначале для велосипедов, а вскоре и для автомобилей. Воздушный мешок или внутренняя трубка была заключена в покрышку, таким образом автомобиль «плавал» на подушке из воздуха.
Современная шина, кроме улучшенного комфорта, обеспечивает лучшее сцепление между колесом и дорогой при торможении, ускорении и управлении автомобилем в различных условиях.

Системы авто

  • Теплотехническое оборудование
  • Смазочные материалы
  • Сцепление
  • Коробка передач
  • Задний мост
  • Системы рулевого управления
  • Структура автомобиля
  • Подвеска
  • Тормозная система
  • Электрооборудование
  • Прицепы автомобиля
  • Конструкция элементов салона

Автотранспорт — правила, нормы, положения

Автомобильное колесо состоит из металлической части (обода, диска) и элластичной части – шины.
Различают дисковые и бездисковые колеса.

1. Дисковое колесо состоит из обода, диска и шины.

Обод — часть колеса, на которую монтируется и опирается шина. Диск — часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом.
Обод соединяется с диском при помощи сварного соединения.

Ободья дисковых колес бывают глубокими и плоскими.

Глубокие ободья имеют уступы для бортов покрышки и применяются на легковых автомобилях.
Плоские ободья применяют на грузовых автомобилях, их делают разборными для облегчения монтажа шины.
Разборные ободья бывают трех типов.
1ый тип — с разрезным бортовым кольцом. В этом случае роль второго борта обода играет это самое разрезное бортовое кольцо. Оно же выполняет функцию замочного кольца.
2ой тип – с неразрезным бортовым кольцом, которое надевается на обод и удерживается на нем разрезным замочным кольцом.
3ий тип – с неразрезным бортовым кольцом. В этом случае одна часть обода крепится к диску болтами. Применяется на автомобилях повышенной проходимости с системой регулирования давления в шинах.
Дисковые колеса крепят к фланцу ступицы автомобиля с помощью шпилек и гаек.

2. Бездисковые колеса.

На автомобилях большой грузоподъемности используются бездисковые колеса, состоящие из цельнолитых ступиц со спицами, на конусные торцы которых устанавливаются и крепятся с помощью прижимов и болтов плоские разборные ободья.
Обод состоит из основания, изготовленного из двух деталей (замочной части и посадочного кольца), бортовых колец, съемного посадочного разрезного кольца и разрезного замочного кольца. Замочная часть имеет коническую поверхность для монтажа обода на бездисковую ступицу, а посадочные кольца – конические поверхности для прочной посадки бортов шины.
Обод изготавливается методом профилирования, из горячекатаных профилей, раскатки.
С декабря 2009 года компания ООО «ТД Русторг» получила официальное дилерство на кованые ободья для грузовых шин от компании Keimax и осуществляет их регулярные поставки на рынок для карьерных автосамосвалов БелАЗ грузоподъемностью 130-320 тонн.
Ссылка для сайта компании ободы для грузовых машин

3. Изготовление дисков колес (для легковых и грузовых автомобилей).

По технологии изготовления диски делятся на три типа: штампованные, литые и кованые. .
Наиболее распространенным вариантом являются штампованные стальные диски.
Штампованные диски в силу своей простоты имеют ряд преимуществ: относительно невысокую стоимость, прочность, возможность восстановления после повреждения. Но есть и существенные недостатки — большая масса и низкая коррозионная стойкость, непритязательный дизайн, не слишком качественная балансировка.
Литые колесные диски изготавливаются методом литья из легких сплавов на основе алюминия и магния. Такой диск — это одна большая деталь, которая на 30-40% легче стального диска. Конструкция диска обеспечивает высокую прочность и отличную балансировку, диск имеет привлекательный внешний вид.
Но у литых дисков есть и один существенный недостаток — это хрупкость. При высокой прочности и жесткости литой диск может просто расколоться от удара, восстановление в этом случае невозможно.
Кованые колесные диски — это дальнейшее развитие идеи литых дисков. Они также изготавливаются из легких сплавов алюминия и магния, но по методу объемной горячей штамповки (ковки). На первом этапе небольшую цилиндрическую болванку (слитки, из которых делают колеса, имеют форму цилиндрических столбов различного диаметра, которые нарезают на болванки нужной длины) на первом прессе осаживают, превращая в диск. Затем этот диск проходит несколько прессов, имеющих различное усилие, постепенно превращаясь в окончательную заготовку. На определенном этапе, еще в заготовке, прошивается центральное отверстие. Перед каждым прессованием заготовка и рабочие штампы нагреваются до температуры в несколько сотен градусов. Сами прессы, несмотря на большую мощь (до 20 тыс. тонн), производят горячую штамповку медленно и плавно. Нагрев и малая скорость деформирования исключают возможность возникновения нежелательных разрывов и трещин в теле заготовки. Полученная заготовка закаливается и проходит процедуру искусственного старения. Первая процедура добавит колесу прочности, а вторая необходима для снятия напряжения, возникающего в процессе деформации. Старение производится в специальной печи при высокой температуре в течение 12 часов. Затем, после многочисленных проверок и выборочного контроля качества заготовки, она проходит механическую обработку на токарных и фрезерных станках, в результате превращаясь в готовое изделие. При пластическом деформировании за счет измельчения кристаллической сетки и ликвидации внутренних микродефектов металл упрочняется. Благодаря такой технологии с формированием у металла волокнистой структуры прочность колеса получается выше, чем у стальных колес, в 2,5 раза, а пластичность ниже всего на 20-30%. Можно делать стенки на 20% меньшей толщины по сравнению с литыми. Опять же, ковка исключает появление в металле скрытых литьевых раковин, полостей и трещин. В результате вес такого колеса на 15-20% ниже литого и на 40-50% стального штампованного. Недостаток – высокая себестоимость изготовления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *