Что такое причины возникновения дтп
Перейти к содержимому

Что такое причины возникновения дтп

  • автор:

Определение причины дорожно- транспортного происшествия Текст научной статьи по специальности «Математика»

Текст научной работы на тему «Определение причины дорожно- транспортного происшествия»

УДК 6561 08 Б.И.Борисов

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.» г.Саратов ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИНЫ ДОРОЖНО- ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Установление причинно-следственных факторов возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) осуществляется путем качественного (детерминированного) анализа отдельных происшествий. При этом одним из ключевых понятий в безопасности движения является понятие «причина ДТП», которое в специальной литературе трактуется неоднозначно. Это объясняется тем, что возникновение ДТП является сложным процессом, который связан с различными причинно-следственными факторами. Признается факт, что причина ДТП есть несоответствие между возможностями человека и функциональным состоянием подсистемы «автомобиль-дорога». Кроме этого, затрагивается проблема классификации причин ДТП на системном и локальном уровнях. На локальном уровне, т. е. при расследовании одиночного ДТП, автором предлагается «привязывать» поиск причины происшествия к конкретному нарушению Правил дорожного движения и других нормативных документов. Это возможно в связи с тем, что значительное число ДТП можно связать со свойствами автомобиля, и в первую очередь со свойствами активной безопасности. При этом для анализа предлагается использовать физические зависимости, которые помогают получить ответ на основные вопросы расследования ДТП. Приводятся примеры использования этих зависимостей при расследовании причин происшествий.

дорожно-транспортное происшествие, причина, классификация, анализ, автомобиль, безопасность,

свойства, расчеты, выводы

Установление причинно-следственных факторов возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) осуществляется путем качественного (детерминированного) анализа отдельных ДТП. Среди особенностей качественного анализа можно выделить имеющиеся различия в понятии «причина ДТП». При анализе аварийности причинами чаще всего называют нарушения Правил дорожного движения (ПДД) водителями и пешеходами, технические неисправности транспортных средств, неудовлетворительное состояние улиц и дорог и др. Такой вывод дается, в частности, в большой работе, посвященной анализу ДТП [1]. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии единого толкования понятия «причина ДТП». Можно предположить, что одними из первых, кто попытался дать толкование понятию «причина ДТП» были сотрудник Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТа) А. Корнеев и сотрудник Всесоюзного научно-исследовательского института МВД СССР А. Рыбин [2]. Эти авторы отмечают, что одним из ключевых понятий в безопасности движения является понятие «причина ДТП», которое в специальной литературе трактуется неоднозначно. Это объясняется тем, что возникновение ДТП является сложным процессом, который связан с различными причинно-следственными связями, характеризующими состояние системы «водитель-автомобиль-дорога». Общее, что объединяет эти толкования, это признание того факта, что причина ДТП есть несоответствие между возможностями человека и функциональным состоянием подсистемы « автомобиль — дорога». Это дает возможность говорить о причине ДТП, как о некотором событии, устранение которого предупредило бы аварию или сделало бы ее менее вероятной.

Автор работы [3] приводит перечень условий, которые считаются причинами ДТП. К субъективным причинам автор традиционно относит нарушение ПДД водителями, пешеходами, пассажирами и иными участниками движения, а также нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. К объективным причинам автор относит в основном недостатки в планировании улиц и дорог, в освещении их в темное время суток, состояние дорожного покрытия, средства регулирования дорожного движения и свойства транспортных средств. Этот узкий перечень не дает достаточно полного представления о широком спектре условий возникновения ДТП.

Более детально проблема классификации причин ДТП рассматривается в работе [4]. Предлагается всё многообразие причин в системе «человек -автомобиль -дорога — окружающая среда» (Ч-А-Д-ОС) на системном уровне также подразделять на субъективные и объективные, приводятся перечень отдельных характерных групп причин на системном уровне и соответствующих причин в каждой группе. На локальном уровне, т.е. при детерминированном методе анализа конкретного ДТП, предлагается «привязывать» поиск причины ДТП к конкретному нарушению отдельных пунктов Правил дорожного движения и других

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

нормативных документов (ГОСТов, Методических рекомендаций, СНиПов, ОДН, ОДМ и т. п.). Это возможно в связи с тем, что значительное число ДТП можно связать со свойствами автомобилей, состоянием автомобильных дорог, которые описываются математическими зависимостями. В первую очередь, это относится к свойствам активной безопасности автомобиля, проявление которых во многом зависит от действий водителя.

Анализ единичных происшествий часто строится на использовании физических зависимостей (формул), связывающих параметры, характеризующие элементы системы Ч-А-Д-ОС. Эти зависимости помогают получить ответ на основные вопросы расследования: соответствовали ли действия водителя и других участников движения требованиям ПДД, была ли у водителя техническая возможность избежать ДТП, т. е. в пределах возможного установить причину ДТП.

Самым наглядным примером документа, в котором приводятся соответствующие зависимости, является ГОСТ Р 51709-2001, определяющий требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств. Можно начать с того, что в указанном стандарте допускается вычисление тормозного пути автомобиля Sx по формуле:

ST = (т + 0.5тн) * Vo/3.6 + Vo2 /26 * jуст , где Vo — начальная скорость торможения, км/ч; т — время запаздывания тормозной системы, с; тн — время нарастания замедления, с; jуст- установившееся замедление,м/с2.

Статистика свидетельствует, что многие ДТП происходят в результате превышения установленного скоростного режима (установленной скорости движения). При этом скорость движения до начала торможения Va, как одного из свойств активной безопасности, можно определить по формуле:

где 1з — время нарастания замедления, с; jз — замедление при торможении, м/с2 ; Sт — величина следа торможения, м.

В темное время суток с увеличением скорости движения условия видимости по ряду причин ухудшаются. При этом расстояние видимости Sвид определяется соотношением:

где S.^ — расстояние освещенности дороги светом фар перед автомобилем, м; ц — эмпирический коэффициент.

Величина этого коэффициента находится в пределах 0,2-0,5. Это значит, что увеличение скорости на каждые 10 км/ч расстояние видимости сокращается на 2-5 м, о чем многие водители, к сожалению, не знают.

Соответствующим образом описываются практически все свойства активной безопасности автомобиля [6]. Используя соответствующие зависимости при анализе ДТП, путем сопоставления полученных данных с фактическими условиями происшествия, можно решить главные задачи расследования: соответствовали ли действия водителя и других участников требованиям Правил дорожного движения, была ли у водителя техническая возможность избежать ДТП, правильно ли действовали водитель и другие участники в сложившейся аварийной ситуации, т. е. выяснить причину ДТП и оценить действия водителя и других участников в конкретном происшествии.

Список использованной литературы 1.Волошин Г.Я. Анализ дорожно-транспортных происшествий / Г.Я.Волошин, В.П.Мартынов, А.Г.Романов. — М.: Транспорт, 1987.- 240 с. 2. Корнеев А. От установления причины — к конкретным мерам / А. Корнеев, А.Рыбин // Автомобильный транспорт. — 1987.- №3. — С. 16-17.

3.Домке Э Р. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учеб. для вузов / Э.Р.Домке. — М.: ИЦ «Академия», 2009. — 288 с.

4. Борисов Б.И. К вопросу классификации причин дорожно-транспортных происшествий / Б.И.Борисов // Вестник СГТУ. — 2013. -Выпуск 2 (71). — С. 366-369.

5. ГОСТ Р 51709 — 2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. — Москва, 2002.- 14 с.

6. Организация и безопасность дорожного движения: учеб. для вузов /В.И.Коноплянко [и др.].- Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — 236 с.

© Б.И. Борисов, 2015

Г.Р. Ганиева, аспирант, КНИТУ-КАИ им. АН. Туполева Б.А. Тимеркаев, д.ф.-м.н., профессор, КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева

Р.Г. Яхин, д.т.н., профессор, КГАСУ Э.М. Ягунд, к.х.н., доцент, КГАСУ Л.И. Потапова, к.х.н., доцент, КГАСУ г. Казань, Российская Федерация

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗЛОЖЕНИЯ ТЯЖЕЛЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ ДУГОВЫМ РАЗРЯДОМ.

Предложен оригинальный способ разложения тяжелых углеводородов на легкие фракции в плазме дугового разряда с вращающимися утопленными электродами. Показана эффективность данного способа для разложения жидких углеводородов и отходов нефтепереработки. В выделившихся газах содержатся около 40 процентов этилена и 25 процентов водорода. Проведен хроматографический анализ образовавшихся газов и твердых углеродистых отложений.

Плазма, плазмохимия, электрическая дуга, разложение мазута, тяжелое углеводородное сырье, вращающиеся электроды, утопленные электроды.

В данной работе предлагается разложение углеводородного сырья электродуговым разрядом. На сегодняшний день в литературе имеются публикации, посвященные разложению углеводородного сырья электрической дугой. В работе [1, с. 137] описывается взаимодействие плазменной струи инертного газа с распыленным жидким углеводородным сырьем. Данный способ разложения характеризуется ускоренной химической реакцией и глубиной переработки. Недостаток данного способа разложения углеводородного сырья заключается в сложности конструкции плазмотронов, подготовка сырья для разложения. Степень образования легких фракций и его качественный состав зависят от состава и состояния исходного сырья, от исходного состава и температуры плазмы, количественных соотношений между расходами сырья и плазмообразующего газа

В работах [2, с.1156; 3, с.184; 4, с.677] исследовалось воздействие электродуговой плазмы на углеводородное сырье с утопленными электродами. Разряд для этих случаев зажигался непосредственно в толще сырья. Мазут разлагали двумя способами. Первый способ, разложение дуговым разрядом. Второй способ, разложение микродуговым разрядом. В процессе горения разряда за счет высокой температуры высококипящие фракции тяжелых углеводородов оказываются в области плазмы и под действием быстрых электронов и высокоэнергетичных ионов разбиваются на мелкие фракции. Высокая температура электрической дуги создает давление, которое поддерживает внутри мазута плазменную область. Края этой области соприкасаются непосредственно с мазутом. Образовавшиеся газы и пары углеводородов под давлением вырываются из-под мазута на поверхность, и частично поглощаются обратно мазутом, насыщая рабочую жидкость. В области горения разряда мазут контактирует с дугой, и за счет высоких температур будет находиться в состоянии кипения, поставляя в область разряда разнообразные нефтяные фракции. Молекулы углеводородов, оказавшись в области электрического разряда, будут атакованы быстрыми электронами и ионами разряда, а также возбужденными атомами и молекулами углеводородных газов, что характеризует разложение молекул на более мелкие фракции. Под воздействием Архимедовой силы и высокой температуры образовавшиеся газы и пары углеводородов в виде газопарового пузырька быстро покидают область разряда, уступая место потоку новых углеводородов. Однако в ходе процесса разложения

Основные причины ДТП

ДТП на дорогах

Ежегодно в мире в авариях погибает большое количество людей. В РФ это количество составляет 25000. Выезжая на трассу, водитель фактически подвергается риску. Ведь причины ДТП на трассах разные. Где-то случаются из-за невнимательности, где-то из-за нарушения правил, а где-то – в результате цепочки случайных событий. Давайте проанализируем актуальную ситуацию и ознакомимся со статистикой.

Основные причины ДТП на дорогах

В числе основных причин дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах:

Причина №1. Нарушение ПДД.

Частая причина ДТП – нарушение правил дорожного движения. Среди них есть те, которые встречаются наиболее часто: Езда на высокой скорости там, где этого нельзя делать. Некоторые водители не обращают внимание на дорожные знаки, ограничивающие скорость движения. К примеру, там, где разрешено двигаться со скоростью 60 км/ч, некоторые едут под 100 км/ч, а иногда даже быстрее. Скорость реакции на такой скорости, конечно, существенно снижается. А учитывая состояние многих автодорог, нередко все это заканчивается плачевно. Несоблюдение ПДД при проезде перекрестков. Игнорирование правил проезда перекрестков также может привести к ДТП. Хотя в автошколах больше всего уроков посвящено именно этой теме, большинство аварий случается именно на перекрестках. Проезд на красный, мигающий желтый – это лишь малая часть нарушений. Выезд на «встречку», проезд на красный. Во время агрессивной езды автовладельцы могут выезжать на встречную полосу, тем самым подвергая опасности себя и других участников дорожного движения. При этом нарушители ПДД допускают также пересечение перекрестка на запрещающий сигнал светофора. Лихачество часто дорого обходится. Результат — поврежденные автомобили, городское имущество, травмирование пешеходов и пассажиров автомобилей. Внезапная смена полосы. Резкое изменение траектории движения, особенно без использования сигнала светового указателя поворота соответствующего направления, часто заканчивается ДТП. Несоблюдение дистанции. Безопасная езда предполагает нахождение на дистанции в 4 секунды от впереди идущего ТС. Движение «вплотную» — не самая лучшая идея, так как времени на реагирование не остается.

Получить водительские права в Москве

Обучение на категории А и В в удобное время и кратчайшие сроки!

Причина №2. Неисправности ТС.

  • неисправности тормозов;
  • неэффективная работа тормозов;
  • люфт рулевого управления, который превышает 10 градусов;
  • поломки рулевого управления;
  • неисправность гидравлики рулевого управления;
  • неисправность осветительных приборов;
  • малая высота протекторов, а значит плохое сцепление с автодорогой;
  • повреждения шин;
  • неисправности системы вывода отработанных газов.

Причина №3. Неуважение других участников движения.

Иногда неуважение к другим участникам дорожного движения проявляют владельцы дорогих автомобилей, которые считают, что имеют право нарушать ПДД, подрезать или не пропускать автомашины, которые дешевле. От таких водителей страдают не только автомобилисты, но также велосипедисты, мотоциклисты и другие участники дорожного движения.

Плохие автодороги

Причина №4. Плохие автодороги.

Одна из внешних причин ДТП – плохое состояние асфальта. Дефекты дорожного покрытия могут привести к:

  • выезду автомобиля на полосу встречного движения;
  • критическим повреждениям подвески;
  • деформации или разрушению колесных дисков;
  • повреждению бампера, кузова авто и других частей;
  • вынужденному резкому изменению направления движения.

Причина №5. Переход проезжей части в непредназначенном для этого месте.

Многие пешеходы, выходя на улицу, часто забывают про свои обязанности. Нередкое явление – выход на автодорогу без осмотра проезжей части, а также бег по дороге с целью ее быстрого пересечения, внезапный выход (из транспорта, здания, других ограничивающих обзор объектов). Чаще всего наезды на пеших участников дорожного движения совершаются, если они переходят дорогу в неположенном месте.

Причина №6. Неумение быстро реагировать в сложных дорожных условиях.

ДТП возникают по причине неготовности одного или нескольких участников движения следить за ситуацией и решительно действовать в опасные моменты. Непредсказуемое поведение других участников движения усложняет планирование действий, не позволяя предугадывать «следующий ход».

Неблагоприятные погодные условия

Причина №7. Неблагоприятные погодные условия.

Проливной дождь, метель, туман, гололедица – такие погодные явления не только снижают обзор, но и становятся причиной изменения поведения машины. Результат – увеличение тормозного пути, заносы и др.

  • малая дальность обзора (иногда критическая);
  • искажение восприятия дорожной обстановки;
  • искажение цветов.

В случае гололеда следует:

  • двигаться плавно, без резких нажатий на педаль газа;
  • тормозить плавно, без нажатия на педаль сцепления;
  • переходить на пониженную передачу, не допуская повышения оборотов мотора.

Опасности проливного дождя:

  • плохой обзор по причине намокания стекол;
  • сложность с чтением дорожных знаков, разметки;
  • большое количество луж, залитых водой глубоких ям;
  • загрязнение фар, стоп-сигналов, сигналов поворота;
  • снижение сцепки колес с дорожным покрытием;
  • аквапланирование, приводящее к потере управления.
  • снижение дальности видимости;
  • плохая сцепка колес с автодорогой;
  • скрытая под слоем снега обочина;
  • спрятанные под снежным покровом дефекты дороги, рельсы и прочие препятствия;
  • обмерзание стекол, фар, всего внешнего светового оборудования автомобиля;
  • сложность определения безопасной скорости езды.

Другие причины ДТП

Неопытность автомобилиста или езда после длительного перерыва также приводят к ДТП. Кроме того, в аварии попадают люди с плохим здоровьем или относящиеся к возрастной группе 60+. При движении у таких водителей может произойти остановка сердца, обостриться хроническое заболевание, упасть артериальное давление и т.д.

Что говорит статистика

В 85% случаев причина аварии – нарушение ПДД:

25% происходят из-за высокой скорости; 15% — из-за пересечения перекрестков не по правилам; 10% — из-за выезда на «встречку»; 5,9 – из-за того, что водители садятся за руль нетрезвыми; 20% — по вине пешеходов; 20% — из-за плохого состояния автодороги, отсутствия знаков, разметки. Менее 1% — из-за неисправности автомобилей.

Если сложить проценты, полученная сумма превысит 100%, поэтому основная причина возникновения ДТП – сочетание нескольких неблагоприятных факторов.

Вас может заинтересовать новый VIP тариф или пройти обучение в нашей Автошколе на автоматической коробке переключения передач (АКПП)

Понятие и причины дорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Право»

В настоящей статье автором раскрываются понятия дорожно-транспортного происшествия, дорожного движения и безопасности дорожного движения с анализом их признаков и качественных составляющих элементов. При этом указанные понятия анализируются в неразрывной связи с гражданско-правовой ответственностью участников дорожно-транспортных происшествий как причиной возникновения у пострадавших лиц права возбуждать процедуру применения такой ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поляков Дмитрий Николаевич

Проблемы классификации и анализа дорожно-транспортных происшествий

Криминалистическая классификация механизма дорожно-транспортных происшествий на участках искусственных дорожных сооружений

Субъектный состав в обязательствах, возникающих в связи с причинением вреда в результате дорожно-транспортных происшествий

Роль и задачи подразделений дорожно-патрульной службы в административном расследовании дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-транспортная аварийность на территории Краснодарского края (2010-2014 гг. )
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and Reasons of Road Accident

The author discloses the concept of road accident , traffic and road safety with an analysis of their signs and component parts in this article. These concepts are analyzed in the context of civil liability of those involved in road accidents. That entitles the injured people to bring a charge against the party at fault.

Текст научной работы на тему «Понятие и причины дорожно-транспортных происшествий»

УДК 347.51 понятие и причины

concept and Reasons of Road Accident

Д. Н. поляков — преподаватель кафедры гражданского права Омского юридического института

D. N. Polyakov — Lecturer of Civil Law, Omsk Law Institute

Аннотация. В настоящей статье автором раскрываются понятия дорожно-транспортного происшествия, дорожного движения и безопасности дорожного движения с анализом их признаков и качественных составляющих элементов. При этом указанные понятия анализируются в неразрывной связи с гражданско-правовой ответственностью участников дорожно-транспортных происшествий как причиной возникновения у пострадавших лиц права возбуждать процедуру применения такой ответственности.

The author discloses the concept of road accident, traffic and road safety with an analysis of their signs and component parts in this article. These concepts are analyzed in the context of civil liability of those involved in road accidents. That entitles the injured people to bring a charge against the party at fault.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, дорожное движение, безопасность дорожного движения.

Road accident, traffic, road safety.

Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» установлено следующее: «Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий»; «ДТП — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

Правилами учета ДТП к «событиям» отнесены следующие физические процессы, названные видами ДТП: столкновение, опрокидывание транспортных средств, наезд транспортного средства на стоящее транспортное средство, препятствие, пешехода, велосипедиста, гужевой транспорт, животных. В классификации видов ДТП выделены и прочие происшествия: падение пассажира с транспортного средства или в транспортном средстве из-за резкого маневра, падение груза на человека, животное, другое транспортное средство. В определении ДТП указано еще на два обязательных его признака: участие транспортного средства и его движение

в момент времени, предшествующий возникновению одного из перечисленных состояний. Таким образом, возможен вывод о том, что физической причиной возникновения ДТП является нарушение устойчивости или автономности движения транспортного средства, перевозимых на нем людей и грузов. Поскольку транспортные средства, находящиеся на нем люди и грузы обладают значительным запасом кинетической и потенциальной энергии, то возникающие, как следствие, ударные взаимодействия приводят к травмированию людей, повреждению материальных объектов.

Обобщая сказанное, возможен следующий вывод: ДТП, физически представляя собой следствие нарушения автономности или устойчивости движения механических транспортных средств, в абсолютном большинстве возникают из-за того, что водители или пешеходы не выполнили предписания правовых норм, регламентирующих установленные ограничения скорости и направления своего движения. При этом указанное невыполнение влечет за собой различной тяжести последствия, влекущие гражданско-правовую ответственность.

Вестник Омского юридического института. 2011. № 3 (16)

Законодатель для участников дорожного движения однозначно предписывает не считаться со временем передвижения во имя безопасности. Не может быть ситуации, когда бы участнику дорожного движения даже по неосторожности было разрешено совершать действия, приводящие к происшествию.

Но нормативное предписание не может обеспечивать при любых условиях безопасность движения. Следующее за ДТП привлечение виновных к гражданской ответственности является серьезным превентивным фактором, но, как показывает практика, не решающим проблему по существу. Стремление к сбережению времени -главная побудительная причина, обусловливающая для большинства правонарушителей в дорожном движении невыполнение ими нормативных предписаний о режимах движения.

Все вышесказанное позволяет анализировать определение понятия «дорожное движение», отражающее, прежде всего, социальную сторону данного процесса.

Под дорожным движением понимается деятельность по удовлетворению общественной и личной потребности в пространственном перемещении людей, средств и грузов, основанная на использовании возможностей технического комплекса «транспортные средства — дороги». Эта формулировка отражает социотехнический характер дорожного движения и трактует его как объект правового регулирования, поскольку деятельность — это всегда общественные отношения. Также можно сформулировать цель управляющего воздействия на данный процесс как создание условий для участников дорожного движения, минимизирующих риск возникновения дТП.

Между тем неполное определение «дорожного движения» препятствует раскрытию сущности безопасности дорожного движения и его обеспечения, так как неполнота определения затрудняет обозначение всех направлений, в которых должна проводиться работа по обеспечению безопасности дорожного движения. Понятие «дорожное движение» должно охватывать процессы, как прямо касающиеся движения, так и относящиеся к нему косвенно. Человек (водитель, пешеход), транспортное средство и дорога — это три элемента, образующие систему дорожного движения как таковую. Следовательно, только при их совокупном наличии может осуществляться процесс дорожного движения, и рассматривать понятие «дорожное движение» необходимо ком-

плексно с учетом всех элементов, входящих в систему, а не только как физическое перемещение в пространстве с возможной гражданской ответственностью за причинение материального вреда, вреда здоровью и морального вреда каким-либо лицам (пусть даже и не являющимся участниками дорожного движения как такового). Иначе невозможно определить сущность обеспечения безопасности дорожного движения.

Предложенное определение дорожного движения позволяет также обосновать содержание такого понятия, как безопасность дорожного движения. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» трактует безопасность как «состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дТП и их последствий». По общему же понятию безопасность определяется как положение, при котором опасность не угрожает кому-нибудь или чему-нибудь. Закон РФ «О безопасности» определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз. К интересам личности в законе отнесены ее права и свободы, к интересам общества -его материальные и духовные ценности. Высшая ценность в обществе — жизнь и здоровье его членов. Право человека на жизнь — незыблемое право, декларируемое Конституцией РФ. Поэтому защита жизни и здоровья участников дорожного движения — это важнейшая составная часть его безопасности. Вместе с тем значимыми интересами всех граждан являются и свобода их передвижения, и имущественная неприкосновенность. Защита данных интересов также должна рассматриваться при определении содержания обеспечения безопасности дорожного движения.

Безопасное дорожное движение характеризуется отсутствием не дорожно-транспортной аварийности, а опасных условий и действий (бездействия), приводящих к ДТП. Критерий отсутствия аварийности не исключает наличия опасности в поведении участников дорожного движения и в условиях движения как такового. Таким образом, отсутствие ДТП не равнозначно наличию полной безопасности движения.

Применительно к исследуемому вопросу качественным признаком дорожного движения является пространственное перемещение людей и грузов как основной результат, который должен быть получен в результате выполнения людьми социальной роли участника дорожного движения.

Опасность при дорожном движении существует всегда, от кого (чего) бы она ни исходила. При этом только ДТП как конечный результат проявления опасных (аварийных) дорожных ситуаций приводит к наступлению гражданской ответственности для кого-либо из участников дорожного движения. Более того, совсем не обязательно наличие вины в действиях при-чинителя того или иного вреда. Действующим гражданским законодательством предусмотрены случаи возложения обязанности по возмещению вреда и при невиновном его причинении. Это связано с тем, что почти все транспортные средства (за исключением лишь прицепов и повозок) отнесены законом к источникам повышенной опасности, то есть к вещам, которые

могут вне зависимости от воли человека выйти из-под его контроля.

Таким образом, в результате какого-либо участия (в какой-либо степени) в дорожном движении граждане и организации как лица гражданских правоотношений в зависимости от соблюдения кем-либо из участников дорожного движения, а также лиц, обязанных обеспечивать надлежащее состояние дорог и их инфраструктуры, могут стать участниками ДТП, в результате которого на кого-либо из указанных лиц может быть возложена деликтная гражданская ответственность. При этом вопрос о возбуждении процедуры возложения такой ответственности полностью находится в рамках воли и желания пострадавших в результате ДТП лиц.

Основные причины дорожно-транспортных происшествий

ДТП, регистрируемые на краевых автодорогах как правило происходят из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных средств и пешеходами.

Основными нарушениями являются несоответствие скоростного режима конкретным условиям, выезд водителей на встречную полосу, управление транспортным средством лицами без прав, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, наезд на пешеходов.

Зачастую люди с позицией «меня не коснётся» не используют имеющиеся средства по защите собственного здоровья. Но опасность ДТП именно в его непредсказуемости.

Статистические данные отражают факт значительного увеличения ДТП на новых отремонтированных участках, причинами которых являются превышение скорости и выезд на встречную полосу движения.

Основная часть ДТП с пешеходами регистрируется в темное время суток. Между тем в правилах дорожного движения прописано, что при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями. Однако этот пункт носит только рекомендательный характер. Поэтому появление на дороге человека в черной куртке, черных джинсах, черной шапке, в черных ботинках — вполне обычное явление. И ведь он даже не подозревает, что увидеть его темной ночью можно только на капоте машины.

Ответственность пешехода у нас катастрофически мала по сравнению с ответственностью водителя. Теоретически пешеход должен знать правила. Но на практике привлечь его за нарушения очень сложно. У него может не быть документов, его трудно поймать, его личность сложно установить, ведь номеров на нем нет. И тем не менее, если нарушитель поздно ночью в пьяном виде перебегает, например, высокоинтенсивную дорогу Красноярск — Солонцы, где разрешенная скорость 60 км/час, а автомобили зачастую едут быстрее, то максимум, который ему грозит — 500 рублей штрафа. Водителю же, который был абсолютно трезв, не превышал скорость и который виноват лишь в том, что управлял автомобилем, возможно, удастся избежать уголовного наказания, но оплачивать лечение или похороны пешехода-нарушителя придется. Такова логика наших законов.

Это было установлено пленумом Верховного суда. Он, сославшись на статью 1083 Гражданского кодекса, постановил, что в подобных ситуациях водитель должен отвечать и, соответственно, платить. То есть возместить ущерб, причиненный здоровью пешехода. Потому что водитель — владелец источника повышенной опасности. А при отсутствии вины владельца источника повышенной опасности, наличии грубой неосторожности лица, жизни или здоровью которого причинен вред, суд не вправе полностью освободить владельца машины от ответственности. В этом случае размер возмещения вреда подлежит уменьшению. Между тем, по статистике той же Московской области, большинство наездов на пешеходов происходит вне пешеходных переходов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *