Что такое клещевой тормоз на велосипеде
Перейти к содержимому

Что такое клещевой тормоз на велосипеде

  • автор:

Клещевые велосипедные тормоза

Клещевые велосипедные тормоза

Ни одно механическое транспортное средство не может обходиться без тормозов. А иначе как его остановить? Велосипед тоже является таким транспортом, поэтому тормозная система ему непременно нужна. Причем, для постановки на вело-модели есть несколько вариантов тормозов:

  • дисковые (механические, гидравлические или механико-гидравлические);
  • V-brake или U-brake (называемые в просторечие «ви-брейками» или «у-брейками);
  • ободные гидравлические;
  • кантилеверные;
  • роллерные;
  • клещевые.
Оглавление: 1. Основные характеристики любой тормозной вело-системы 2. Тормоза ободные 3. Клещевые велосипедные тормоза 

Основные характеристики любой тормозной вело-системы

Какой бы вид тормозов не стоял на конкретном велосипеде, они оцениваются по 6 основным параметрам:

Тормоза ободные

tormoza-obodnie

Ободные системы торможения для велосипедов получили свое название за счет месторасположения. Они, а точнее, их часть, именуемая тормозными колодками, находится непосредственно на колесном ободе. И если надавить на тормозную ручку, натянется трос, который приведет в движение колодки, а они уже сжимают (или обжимают) обод колеса, создавая тем самым непреодолимое препятствие для велосипедного движения.

У ободных велосипедных тормозов есть собственные достоинства и ряд недостатков. К очевидным достоинствам относятся:

  • очень небольшой вес, никоим образом не утяжеляющий транспортное средство в целом;
  • совсем небольшая цена (в сравнении, например, с теми же дисковыми системами);
  • конструктивная простота (в принципе, ободные тормоза даже не слишком опытные велолюбители могут починить самостоятельно, не прибегая к услугам мастеров-ремонтников).

Что же касается минусов тормозов ободного типа, то к ним можно отнести:

  • очень высокую чувствительность к разного рода поломкам (вплоть до невозможности движения), например, к образовавшимся «яйцу» или «восьмерке» (даже небольшим) на колесе;
  • незащищенность от грязи и влаги, ведущая к проскальзыванию колодок и невозможности резко затормозить, а также к скорому колодочному износу;
  • трение (колодок об обод), которое легко может привести к повреждениям и довольно быстрому износу не только самих колодок, но и обода вело-колеса.

Кроме того, если трение будет продолжительным — например, в дальних поездках с частым торможением — то из-за высокой температуры трения могут пострадать даже вело-покрышки.

Клещевые велосипедные тормоза

vbrake

Клещевые тормозные вело-системы относятся к классу ободных тормозов, то есть к тем самым тормозам, что обеспечивают торможение транспортного средства путем воздействия на обод колеса.

Чаще всего клещевой тормоз устанавливается на велосипедах гоночно-шоссейных моделей. А принцип его действия хорошо описывается самим названием. Дугообразные рычаги (с одной фиксированной осью вращения) тормозных колодок, как клещами, захватывают колесный обод. Что же касается характеристик такой системы, то они зависят от «уровня» конкретного тормоза, то есть от того, насколько он технически совершенен.

Сегодня профессиональные клещевые тормозные системы выпускают два известных вело-бренда — Shimano (группа Dura-Ace) и Campagnolo (группа Record). Продукция этих марок проверена не просто продолжительной практикой — историей. Историей шоссейных велогонок.

Но если на минуту забыть о «легендарных» достижениях отдельных моделей из класса клещевых тормозов, то в целом о системе можно сказать следующее: она демонстрирует весьма средние показатели модуляции, эффективности и силы торможения. И лучшие свои качества такие тормоза могут проявить лишь на шоссейно-гоночных вело-моделях. Также они могут быть установлены на гибридных, циклокроссовых и некоторых моделях городских велосипедов.

Клещевые тормоза сохраняют практически все плюсы и минусы ободных тормозных систем в целом. И требуют особой тщательности в выборе. Говорят, что клещевые тормозные системы совсем скоро канут в лету. Однако до этого еще достаточно далеко. Тем более, что у таких тормозных систем были и остаются преданные поклонники-велосипедисты.

Клещевые тормоза для велосипеда: настройка тормозов

С каждым годом велосипед становится популярней. Дело в том, что в больших городах становится все больше автомобилей, и иногда непросто добраться до места назначения. Для тех, кто не хочет часами стоять в пробках, есть альтернатива. Велосипед становится необходимым транспортным средством. Когда снег таит, многие люди пересаживаются на велосипед. Помимо удобства, и легкости передвижения, велосипед – это дополнительная возможность поддерживать себя в хорошей физической форме, и избавляться от лишнего веса.

Клещевой тормоз на велосипед

К счастью для велосипедистов, производители предлагают сотни разнообразных моделей на любой вкус. С одной стороны, это конечно, хорошо, поскольку есть простор для выбора в зависимости от технических характеристик и внешних параметров, но с другой стороны иногда сложно выбрать подходящую модель. При выборе транспортного средства сложно оценить множество факторов. Но при выборе велосипеда в первую очередь следует оценить тормозную систему. Тормоза обеспечивает безопасность во время езды, а безопасность – самое главное на дороге.

Какие виды тормозов на велосипеде выделяют?

Изготовители оснащают велосипеды различными системами тормозов в зависимости от конструкции и особенностей системы. Всего выделяют несколько типов:

  • Дисковые.
  • Барабанные.
  • Клещевые.
  • Ободная гидравлика.
  • Вибрейки.

Каждая тормозная система обладает собственными преимуществами и недостатками, поэтому лучше оценить каждый вариант в зависимости от особенностей.

Многие велосипедисты обратили внимание именно на клещевые тормоза. Клещевые варианты полностью справляются с заложенной функцией. Кроме того, клещевые модели эффекты и надежны. Главное преимущество клещевых тормозов в том, что они подходят для стабильного передвижения в сложных условиях. Несмотря на неблагоприятные условия, клещевые тормоза срабатывают каждый раз.

Что такое клещевые тормоза, и как они работают?

Клещевые тормоза – это механизм, который устанавливается в велосипед. Главное предназначение в регулирование скорости движения. Механизм довольно-таки непростой, но зато работает точно и надежно. Процесс торможения добивается при помощи охвата боковой области обода транспортного средства. Колодки срабатывают после того, как велосипедист нажал на тормозную ручку.

Клещевой тормоз на велосипед

Отличительная особенность клещевой модели заключается в том, что на одной оси установлены две лапки. Ось длинная.

На какие виды велосипедов подходит клещевая система торможения?

Как правило, клещевые тормоза устанавливаются на:

  • городские;
  • шоссейные;
  • циклокроссовые;
  • гибридные.

Вам будет интересно Прокачка гидравлических тормозов велосипеда: как работает

Какие виды тормозной системы выделяют?

Клещевые тормоза различают в зависимости от длины рычага. Длина рычага оказывает воздействие на принцип работы. Выделяют:

  • Длинные рычаги.
  • Короткие рычаги.

Как правило, короткий болт устанавливают на заднее колесо. На переднее колесо принято устанавливать длинные установочные болты.

Какие материалы применяют при производстве тормозной системы?

Тормозная система отвечает за безопасность на дороге. Поскольку от качества тормозов зависит возможность быстро реагировать на неровности на дороге, изготовители используют надежные материалы. Качественная и проверенная тормозная система состоит из:

Как правило, алюминий применяют для того, чтобы производить отдельные детали.

Клещевой тормоз на велосипед

Клещевые тормоза для велосипеда монтируются на раму или вилку. Для того, чтобы крепление оказалось надежным и долговечным, следует использоваться специально разработанные центральные болты.

Рекомендации, которые следует соблюдать во время эксплуатации

Если велосипедист планирует долго использовать транспортное средство, то лучше соблюдать советы от профессионалов:

  • колеса не должны образовывать восьмерки;
  • механизм обязательно нужно установить соответствующим образом, и аккуратно устанавливать;
  • колодки обязательно направляют параллельно ободу.

Если велосипедисты будут грамотно соблюдать все рекомендации, то транспортное средство, и особенно тормозная система будет работать правильно, и долгие годы.

Преимущества и недостатки системы

Клещевые тормоза обладают достоинствами на фоне остальных систем:

  1. Маленький вес. Поскольку при производстве применяют только очень легкие материалы, то конструкция нетяжелая.
  2. Надежность. Тормозная система прочная, и поэтому прослужит многие годы при правильной эксплуатации.
  3. Конструкция. Благодаря особенностям детали находятся на видном месте, и поэтому можно просто получить доступ к системе. Если появилась срочно разобрать или собрать конструкцию, то можно просто добраться до деталей.
  4. Цена. Многие пользователи выбирают именно клещевые тормоза, поскольку велосипеды с подобной системой продаются недорого. Для примера, варианты с дисковыми тормозами стоят дороже, а сама конструкция тяжелей.
  5. Обслуживание простое. Если возникли проблемы, то велосипедисты могут самостоятельно провести ремонтные работы без профессиональной помощи, и лишних затрат.

Но перед тем, как выбирать клещевые тормоза лучше рассмотреть и основные недостатки:

  1. Сложность в использовании при неблагоприятных условиях окружающей среды. Сложно управлять тормоза, если на улице идет снег, дождь, или на земле много грязи.
  2. Эффективность системы торможения может быть уменьшена из-за того, что тормоза быстро покрываются грязью. Придется регулярно проводить чистку.
  3. Колодки трутся об обод. Система изнашивается в несколько раз быстрей.
  4. Клещевые тормоза нельзя устанавливать на широкие покрышки.
  5. Если произошли помолки, то вся система может сломаться, и придется проводить сложный ремонт.

Вам будет интересно Как проверить тормоза: советы от профессионалов

Правила установки клещевых тормозов

Перед тем, как начинать устанавливать тормозную систему, лучше посмотреть основные рекомендации, чтобы система установилась правильно, и конструкция прослужила долго. Требования во время установки:

  1. Тормоза клещевые нельзя запачкать в масле или смазке.
  2. Если появилась необходимость, то лучше использовать утопленные гайки, размер которых подобран в зависимости от конструкции.
  3. Гайки для крепежа следует затягивать плотно, чтобы система не отказала в нужный момент.
  4. Ручки конструкции нельзя нагревать.

Клещевой тормоз на велосипед

Какие инструменты необходимо использовать для установки клещевой системы?

  • отвертка;
  • шестигранные ключи, размер которых варьируется от 2 до 5 миллиметров.

Способ установки клещевой тормозной системы на велосипед

Установка клещевой тормозной системы должна проходить строго по алгоритму, чтобы конструкция прослужила долго.

  1. Первоначально идет установки системы переключения режимов. Ослабить винт можно отверткой, и после можно начинать переключать режимы.
  2. Затем идет установка ручки, для которой понадобится грипсы. Установить можно при помощи шестигранного ключа.
  3. Затем следует установить трос. В гнездо вставляется барабанчик.
  4. На этапе проверки остается нажать на рычаг несколько раз. Если система работает, то можно продолжать работу.
  5. Затем идет настройка клещевых тормозов. После проверки приступаем к установке калипера, и закрепляем колодку.
  6. Когда колодка закреплена можно установить трос, и отрегулировать центровку.

После окончания полной работы, проверяем работоспособность системы. Если все работает нормально, то можно садиться на велосипед, и отправляться в путь.

Велосипедные тормоза

Велосипедные тормозные системы

«Тормоза придумали трусы» — такое заявление приходится слышать как от велосипедистов, так и от мотоциклистов и автомобилистов, иногда в шутку, иногда почти всерьез. Но для безопасной езды любое транспортное средство должно иметь исправные эффективные и надежные тормоза. И велосипед не является исключением, особенно, когда предполагается движение по сложной трассе.

Типы тормозных механизмов и их приводов.

На велосипедах применяется несколько разнообразных по конструкции типов тормозных механизмов. Причем, часть из них может иметь еще и различные приводы. Рассмотрим их чуть-чуть подробнее.

До начала восьмидесятых годов, когда в мире начался велосипедный бум, на большинство велосипедов устанавливались тормозные системы встроенные во втулку заднего колеса. Весь механизм таких тормозов скрыт внутри. Примером является всем известная втулка «торпедо», устанавливавшаяся ранее на большинство велосипедов советского производства. Тормоз такого типа приводится в действие вращением педалей в обратную сторону. Соответственно, может быть установлен только на заднее колесо велосипеда. Сейчас подобные системы часто встречаются не только на односкоростных городских велосипедах, но и на велосипедах с многоскоростными планетарными втулками, такими как Shimano Nexus или SRAM Spectro.

Достаточно экзотический вариант — барабанный втулочный тормоз наподобие автомобильного. Он может быть установлен как на переднем колесе, так и на заднем. Привод — тросиковый. Сейчас такой тип тормозов встречается редко. Может также быть установлен на многоскоростные планетарные втулки.

На многоскоростных велосипедах с внешними переключателями передач, в силу их конструктивных особенностей, невозможно установить тормоза с цепным приводом, так как задний переключатель требует наличия значительной свободной длины в нижней ветви цепи. Поэтому появились ободные тормоза. В них тормозные колодки прижимаются прямо к тормозным дорожкам на боковых поверхностях обода.

Для увеличения мощности торможения, исключения влияния загрязнения и неровности ободов, в последнее время стали применяться дисковые тормоза. Другим положительным эффектом их применения стало отсутствие изнашивания ободов в процессе торможения.

На современных велосипедах для передачи усилия от управляющих рычагов к тормозам применяется как механический привод в виде цепи или тросика в оплетке, так и гидравлический в виде системы шлангов заполненных специальным маслом или тормозной жидкостью.

Область применения.

Втулочные тормоза применяются в основном на городских велосипедах (citybike), в том числе и на многоскоростных с планетарными втулками, а также на подавляющем большинстве других односкоростных велосипедов, например, складных. Иногда это единственный тормоз на велосипеде, иногда на переднем колесе устанавливается тормоз другого типа.

Ободные тормоза сейчас обрели огромную популярность по причине широкого распространения многоскоростных велосипедов. Они устанавливаются на шоссейные велосипеды и туринги (см. обзор типов велосипедов), гибриды, вседорожные и горные велосипеды, а так же на часть многоскоростных городских велосипедов. Часто присутствуют как дополнительные тормоза, на многих односкоростных велосипедах.

Дисковые тормоза в данный момент встречаются в основном на горных велосипедах относительно высокого уровня, не считая некоторых китайских «поделок», хотя по мере снижения цены, вероятно, получат более широкое распространение. В том числе, можно ожидать их распространение на некоторые другие типы велосипедов. Например, на гибриде дисковый тормоз смотрелся бы вполне уместно.

Привод тормозов.

Тормозная ручка

Привод тормоза, это — набор деталей соединяющий управляющий рычаг (тормозная ручка) с исполнительным механизмом (тормозные рычаги, калипер дискового тормоза).

Втулочные тормоза типа «торпедо» приводятся в действие вращением педалей назад на угол в 20-40°. Соответственно, приводом служит сама цепь. Барабанные втулочные тормоза — тросиком. Ободные тормоза могут приводиться как механически (тросиком), так и гидравлически (системой трубок заполненных маслом или тормозной жидкостью). Дисковые тормоза также могут иметь механический и гидравлический привод. Встречается и комбинированный вариант привода.

Так как при малых скоростях течения сопротивление движению жидкости почти отсутствует, а при давлениях в несколько атмосфер она практически несжимаема, то в случае использования гидравлического привода тормозное усилие можно регулировать более четко, чем в случае применения тросика: минимальному изменению усилия на тормозной ручке соответствует почти такое же изменение момента торможения на колесе. Но гидравлический привод немного тяжелее, чем тросиковый, более сложен в конструкции, менее ремонтопригоден в полевых условиях. Тормозные жидкости ядовиты, агрессивны к лакокрасочным покрытиям, пластикам и резинам. Кстати, Shimano в своих тормозах с гидравлическим приводом именно по этой причине использует вместо тормозной жидкости минеральное масло.

Некоторые велосипеды, например трековые, вообще не имеют тормозов в традиционном понимании. Торможение производится за счет создания противодавления на педалях — ведомая звездочка постоянно жестко связана с колесом велосипеда.

Особенности конструкции. Достоинства и недостатки.

Барабанные тормоза. Фактически такие же тормоза, как и те, что применяются на автомобилях и мотоциклах. Состоят из барабана, вращающегося со втулкой, и неподвижной внутренней части, на которой закреплены тормозные колодки. Как было сказано ранее, на велосипедах сейчас применяются крайне редко. Устанавливаются как на приводные втулки, так и не на приводные. Главное их достоинство — хорошая грязезащищенность: механизм скрыт внутри втулки. Недостаток — относительно большой вес и громоздкость.

Втулочные тормоза. Этот тип тормозов характерен именно для велосипеда. Главными достоинствами являются высокие грязезащищенность и износостойкость при работе в умеренных условиях. Недостатки: могут быть установлены не на любой велосипед и только на заднее колесо. При длительных торможениях, например при спуске с перевала, возможен перегрев тормоза и его выход из строя. При заметных износах деталей возможны резкие проскоки («прокруты») педалей без появления тормозящего усилия. Для замены изношенных деталей приходится выполнять довольно сложную работу по разборке-сборке втулки заднего колеса.

Клещевой тормоз

Ободные тормоза. Наиболее распространенные на данный момент. Состоят из подвижных рычагов с закрепленными на них тормозными колодками. Ответной частью, в соответствием с названием, является обод колеса. Встречаются нескольких различных видов.

Первыми ободными тормозами были клещевые тормоза с одним поворотным шарниром на оба рычага(single pivot brake), расположенным на коронке вилки или перемычке рамы . Более продвинутой конструкцией, появившейся позже, стали тормоза с двумя шарнирами, разнесенными по сторонам (double pivot brake). Клещевые тормоза сейчас устанавливаются на шоссейные велосипеды, а так же, как дополнительный тормоз, на городские, складные и дешевые вседорожные велосипеды. Направление движения колодок на них оптимизировано по сравнению с одношарнирными: оно стало перпендикулярным тормозной поверхности обода. Существуют модификации как с центральным подводом тросика, так и с боковым.

Консольный тормоз типа V-brake

На горных велосипедах, а позже на гибридах, стали применяться консольные тормоза (cantilever brake), в которых тормозные рычаги крепятся на перьях вилки ниже обода и направлены вверх. В случае подвода раздваивающегося приводного тросика сверху, это то, что обычно и называют кантилеверным тормозом.

Консольный тормоз типа V-brake с параллельным ходом тормозных колодок

Более продвинутой модификацией консольных тормозов стали тормоза типа V-brake или linear-pull, где за счет формы и размеров тормозных рычагов и направления подвода приводного тросика перпендикулярно рычагам, было существенно снижено усилие на управляющей ручке. Но ход тормозных колодок стал меньше: такие тормоза критичнее относятся к восьмеркам колеса, чем традиционные кантилеверные. Тормоза такого типа сейчас выпускаеют Shimano, Tektro, Promax, Avid, Alhonga и многие другие компании.

Недостатком тормозов консольного типа является движение колодок не перпендикулярно ободу, а под углом в 30-40°, что связано с невозможностью размещения шарнира на оной вертикали с тормозной дорожкой обода. Такая ситуация приводит к необходимости частой регулировки тормозных колодок по мере их износа. Выходом из этой ситуации стала разработка механизмов параллельного хода колодок. В исполнении Shimano и Tektro — это параллелограмный механизм тормозных рычагов, который применяется на ободных тормозах групп Deore LX, Deore XT, XTR (см. группы оборудования Shimano); в исполнение Avid — тормозные рычаги с направляющей «аркой».

Колодки ободных тормозов могут иметь резьбовой (обычно для V-brake) или безрезьбовой крепеж. Колодки могут быть как цельными, так и картриджного типа, в которых накладку можно заменять, не заменяя саму колодку.

Специфическим для триала типом тормозов являются так называемые U-образные тормоза. Эти консольные тормоза внешне сильно напоминают клещевые тормоза. Суть их применения — блокировка колеса при надавливании на них ногой сверху (при выполнении различных трюков).

Наиболее продвинутыми ободными тормозами можно считать гидравлические ободные тормоза. Характерным представителем этого класса стала продукция компании Magura. В этих тормозах тормозные рычаги отсутствуют напрочь: тормоза состоят из «бустера», гидроцилиндров и тормозных колодок, движущихся в них поступательно в перпендикулярном ободу направлении. Качество и мощность их работы много выше, чем у традиционных ободных тормозов, но на такие тормоза можно установить лишь специальные колодки, стоимость которых весьма высока.

Дисковые тормоза. По конструкции близки к авто и мото дисковым тормозам. Состоят из ротора (диска), закрепляемого на втулке колеса, и калипера (суппорта), устанавливаемого на вилку или перья рамы. Применяются там, где необходимо особо эффективное торможение — их мощность выше, чем у ободных тормозов. Могут иметь как гидравлический привод (весьма дорогие), так и механический.

Другие достоинства дисковых тормозов: Они не боятся восьмерок на ободе, так как закреплены прямо на втулке колеса. Работа в более чистых условиях (грязь меньше попадает на диск, чем на обод) позволяет увеличить срок службы колодок. К тому же, обода не истираются тормозными колодками. Дисковые тормоза практически не требуют настройки, комплекта тормозных колодок хватает на достаточно длительный период.

Недостатки же следующие: По сравнению с ободными тормозами дисковые тормоза тяжелее. Стоимость их эксплуатации, не говоря о стоимости самих тормозов, заметно выше, чем у ободных. Ремонтопригодность гидравлических дисковых тормозов невысока, особенно в полевых условиях.

Основные производители дисковых тормозов — Shimano и HAYES.

Последнее обновление 23 июля 2002.

Виды велосипедных тормозов

Велосипедные тормоза, их виды, плюсы и минусы

Известно, что безопасность на дорогах прямо пропорциональна качеству и надёжности тормозов. В правилах дорожного движения (ПДД) сказано, что каждое транспортное средство обязано быть на 100% исправно к моменту эксплуатации. Коль скоро и велосипед, согласно своду ПДД, является полноценным транспортным средством, велосипедные тормоза просто обязаны быть исправными в каждой поездке. Тормозные механизмы менялись по мере того, как развивалась велосипедная промышленность. Какие же тормозные системы наиболее актуальны в современных условиях?

  • барабанные (с ножным приводом, с ручным приводом);
  • ободные (разных типов);
  • дисковые (механические и гидравлические);
  • роллерные тормоза (встречаются крайне редко).

У каждого вида имеются как «плюсы», так и «минусы». Велолюбители со стажем, тем не менее, отдают предпочтение ободным и дисковым механизмам.

Барабанные тормоза

Каждый владелец старого доброго советского велосипеда знает, как работают барабанные тормоза. Чтобы остановиться, достаточно провернуть педали обратно ходу велосипеда. В заднюю втулку встроен крутящийся барабан, внутри которого находятся тормозные колодки. Когда происходит торможение, они размыкаются и вызывают трение, прижимаясь к стенкам барабана.
Сегодня подобная конструкция встречается на ситибайках с планетарной системой переключения скоростей и на детских моделях велосипедов.
К достоинствам барабанных тормозов можно отнести их простоту и долговечность (закрытая конструкция не боится грязи и непогоды). Они не портят обод, и вообще неприхотливы.

Зато на многоскоростных велосипедах установка такой тормозной системы невозможна. Нельзя затормозить резко. Если сползла цепь, сделать это не удастся совсем. Этот тормозной механизм тяжелый и обладает невысокой степенью надежности. Вот почему барабаны уходят в прошлое, уступая место более современным системам.

Ободные тормоза
  • V-брейки (устанавливаются чаще на недорогих моделях);
  • клещи;
  • кантилеверы;

  • ободная гидравлика.

  • Устройство V-образных тормозов

    Это самый распространённый подтип ободных конструкций. Торможение происходит, когда подведённый к верхушке одного из тормозных рычагов тросик передаёт усилие от рукоятки к рычагам, держащим картриджные колодки. Установленные параллельно, колодки прижимаются – и колесо останавливается. Картриджные колодки, в случае возникновения неисправностей, можно легко переустановить и заменить с помощью шестигранника.

    V-брейки лёгкие, недорогие, простые по своему устройству. В хороших эксплуатационных условиях они могут прослужить долго. Нужно лишь следить, чтобы детали не покрывались пылью и грязью. Это снизит эффективность работы и сократит срок службы устройства. Недостаток таких тормозов только в том, что их практически невозможно установить на колёсах с «восьмёрками». Также придётся отказаться от широких покрышек.



    Кантилеверные ободные тормоза

    Эта тормозная система проста, но не так эффективна, как другие. На рычагах закреплены тормозные колодки, как в V-брейках. Рычаги закреплены на вилке. Они передвигаются тросом посредством двух тяг. Кантилеверы устанавливаются на некоторых видах циклокроссов.

    Как работают клещевые тормоза

    Этот тип устройств постепенно сдаёт позиции. Сегодня «клещи» устанавливаются, в основном, на шоссейные велосипеды. Собственно, клещевыми тормоза были названы из-за прижимающих тормозные колодки рычагов, напоминающих по форме клещи.
    Главный недостаток модели – год от года всё более трудный поиск деталей для ремонта.

    Ободная гидравлика

    В гидравлических моделях ободных тормозов нет ни рычагов, ни тросов. На руле велосипеда расположена тормозная ручка, внутри которой находится заполненный жидкостью цилиндр. Нажимая на ручку, велосипедист толкает поршень, который по специальным трубкам передаёт усилие двум другим цилиндрам, встроенным в вилку. Они, в свою очередь, выталкивают колодки перпендикулярно к ободу, за счёт трения происходит процесс торможения.

    Гидравлические ободные тормоза очень эффективны – они нашли применение в триале, но в прочих видах велосипедного спорта такой диковинки не встретишь: они громоздки, тяжелы, капризны к ремонту и плохой погоде.


    Дисковые тормоза

    Дисковые велотормоза сегодня уверенно лидируют. Впервые они были применены в автомобилестроении, затем перекочевали в мир мотоспорта. Эстафету переняли велосипедисты. Официально с 2011 года их было разрешено использовать на веломарафонах.

    Различают механические и гидравлические тормоза. В работе дисковых тормозов любого подтипа торможение осуществляется, когда ротор (вращающийся диск), зажатый между прикреплёнными к калиперу (тормозной машинке) колодками, останавливается. Калипер крепится на велораме или вилке специальным адаптером, по сути, переходником. От ручки тормоза к калиперу по металлическому тросику (в механических устройствах), либо по гидролинии (в гидравлике) переходит силовой импульс. Калипер передаёт его колодкам, которые мгновенно сжимаются и сразу останавливают диск. Все роторы различаются по диаметру: чем он больше, тем быстрее происходит торможение и тем меньше его нагревание. Диапазон значений колеблется от 140 до 220 мм.

    Особенности механических дисковых тормозов
    • возможность самостоятельно контролировать тормозное усилие;
    • независимость от погодных условий, пыли, дождя и грязи;
    • эффективность работы на повреждённом ободе;
    • отсутствие износа обода;
    • допустимое использование широких велопокрышек;
    • долговечность;
    • лёгкость в обслуживании и ремонте.
    • значительный, по сравнению с ободными конструкциями, вес;
    • высокая (опять же, если сравнивать с ободными тормозами) стоимость;
    • трудность ремонта в походных условиях (при себе всегда нужно иметь шестигранный ключ);
    • иногда – невозможность установки багажника.

    Также механические модели весьма разнообразны, а это затрудняет подбор специальных деталей для ремонта. Хотя при желании в продаже можно найти всё, так что записывать это в достоинства или в недостатки – решайте сами.


    Чем хороши гидравлические дисковые тормоза
    • гидравличские тормоза производят самое мощное и превосходно контролируемое среди всех устройств тормозное усилие;
    • выносливы и надёжны в любых погодных условиях;
    • тормозная ручка «идёт» легко.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *