Что такое тяжесть последствий дтп
Перейти к содержимому

Что такое тяжесть последствий дтп

  • автор:

Проблемы классификации и анализа дорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Право»

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КЛАССИФИКАЦИЯ / СТОЛКНОВЕНИЕ / ОПРОКИДЫВАНИЕ / НАЕЗД НА СТОЯЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ПАДЕНИЕ ПАССАЖИРА / ПРОЧИЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ROAD TRAFFIC ACCIDENT / VEHICLE / POLICE / CLASSIFICATION / COLLISION / OVERTURNING / COLLISION WITH STATIONARY VEHICLE / PASSENGER FALL / OTHER ACCIDENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартынюк С.Н.

В статье раскрывается содержание понятия « дорожно-транспортное происшествие ». Особое внимание уделяется проблемам классификации и анализа дорожно-транспортных происшествий. Приведена классификация ДТП по степени тяжести последствий, перечислены основные причины ДТП. Утверждается, что от грамотных действий сотрудника полиции по квалификации ДТП, сбору и составлению необходимых материалов зависит ход дальнейшего расследования и вынесение объективного решения по делу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мартынюк С.Н.

Роль и задачи подразделений дорожно-патрульной службы в административном расследовании дорожно-транспортных происшествий

Криминалистическая классификация механизма дорожно-транспортных происшествий на участках искусственных дорожных сооружений

Особенности расследования причин и условий дорожно-транспортных проишествий следственно-опреративной группой ОВД

Состояние дорожно-транспортного травматизма в республике Таджикистан
Жертва в дорожно-транспортном проишествии: некоторые виктимологические аспекты
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of classification and analysis of road traffic accidents

The article deals with the concept of » road traffic accident .» Particular attention is paid to the problems of classification and analysis of road traffic accidents. The author presents a classification of road traffic accidents according to the level of graveness of consequences. The main causes of the road traffic accidents are listed. It is argued that the competent actions of police officers regarding road traffic accident classification , acquisition and preparation of the necessary materials determine the course of further investigation and rendering of an objective decision on the case.

Текст научной работы на тему «Проблемы классификации и анализа дорожно-транспортных происшествий»

Мартынюк Сергей Николаевич

Martynyuk Sergey Nikolayevich

адъюнкт кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России,

преподаватель кафедры специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД России

ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И АНАЛИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Postgraduate student, Department for Administration and Management of National Road Traffic Safety Inspectorate, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Lecturer, Special Subjects Department, Crimean branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

PROBLEMS OF CLASSIFICATION AND ANALYSIS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS

В статье раскрывается содержание понятия «дорожно-транспортное происшествие». Особое внимание уделяется проблемам классификации и анализа дорожно-транспортных происшествий. Приведена классификация ДТП по степени тяжести последствий, перечислены основные причины ДТП. Утверждается, что от грамотных действий сотрудника полиции по квалификации ДТП, сбору и составлению необходимых материалов зависит ход дальнейшего расследования и вынесение объективного решения по делу.

дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, органы внутренних дел, классификация, столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, падение пассажира, прочие происшествия.

The article deals with the concept of «road traffic accident.» Particular attention is paid to the problems of classification and analysis of road traffic accidents. The author presents a classification of road traffic accidents according to the level of graveness of consequences. The main causes of the road traffic accidents are listed. It is argued that the competent actions of police officers regarding road traffic accident classification, acquisition and preparation of the necessary materials determine the course of further investigation and rendering of an objective decision on the case.

road traffic accident, vehicle, police, classification, collision, overturning, collision with stationary vehicle, passenger fall, other accidents.

Учитывая анализ многолетних данных и динамики основных показателей аварийности, можно сказать, что на сегодняшний день уровень дорожно-транспортного травматизма на территории Российской Федерации остается довольно высоким.

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства (ТС) и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [1]. Вышеуказанное определение не совсем раскрывает характерные признаки и особенности ДТП. На практике имеются различия в толковании понятий «транспортное средство», «легкий вред здоровью потерпевшего», «средней тяжести вред здоровью потерпевшего», «дорожно-транспортное происшествие» и некоторых других понятий применительно к УК, КоАП, ПДД и Правилам учета ДТП.

Многие события, связанные с использованием ТС, имеют лишь внешнее сходство с ДТП, что на практике приводит к путанице при определении квалификации, классификации и учете данных событий. В связи с этим существенно затрудняется аналитическая и практическая деятельность подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), а также органов предварительного следствия, экспертов и специалистов. Не случайно до 15 % первичной информации о ДТП, поступающей из разных регионов России в Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации, не отражает действительных условий, степени тяжести и механизма возникновения происшествий. В этом случае сказывается отсутствие прямого указания в действующих нормативах на специфические признаки ДТП и принципы формирования массива сведений о событиях, подлежащих и не подлежащих включению в государственную статистическую отчетность.

По данным статистики в период с 2011 по 2015 г. на территории Российской Федерации было совершено около 960 тыс. ДТП, в которых погибло более 129 тыс. чел. и пострадало около 1 211 тыс. чел. [2]. Исходя из этого можно сделать вывод, что для снижения аварийности, которая существует сегодня на дорогах России, органы внутренних дел (ОВД) Российской Федерации

должны стремиться к созданию и совершенствованию различных форм и методов административной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Анализ административной практики ОВД в сфере обеспечения безопасности дорожного движения позволяет увидеть, что качество рассмотрения материалов сотрудниками ГИБДД по фактам ДТП остается на достаточно низком уровне и является неудовлетворительным, что вызывает большое количество обоснованных жалоб. Также низким качеством отличаются большинство материалов, составленных сотрудниками ОВД по фактам происшествий, повлекших причинение материального ущерба, легкого и средней тяжести вреда здоровью потерпевших. Негативное влияние на решение данной проблемы оказывает недостаточный профессионализм сотрудников ОВД и экспертов в данной сфере.

Анализ состояния аварийности на дорогах России заключается в выявлении причин их возникновения, ведь от того, насколько правильно сотрудник полиции определит причину возникновения ДТП, зависит дальнейшее расследование ДТП. В настоящее время на практике используются количественные, качественные и топографические методы анализа ДТП.

Современная практика свидетельствует о том, что дела, связанные с расследованием ДТП, в основном обладают относительно высокой степенью сложности, требуют от сотрудников особой профессиональной подготовки, наличия достаточного опыта и оперативности выполнения неотложных действий на местах происшествий, уменьшения времени реагирования на сообщения о них, развитой экспертно-технической поддержки, своевременной фиксации обстановки в зонах возникновения ДТП и снижения затрат на производство расследований. Причем, несмотря на повсеместное действие закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», требования к качеству составляемых полицией материалов остаются очень высоки [3]. Для их выполнения сотрудникам полиции предоставляется право использования некоторых приемов оперативно-разыскной деятельности и прямого обращения к оперативным учетам общегосударственного уровня. Предварительно они получают профессиональную подготовку по вопросам криминалистики, трасологии, теории движения авто-мототранспортных средств и другим соответствующим дисциплинам.

Все дорожно-транспортные происшествия, которые происходят в стране, можно подразделить на девять видов: наезд на стоящее транспортное средство, на препятствие, на гужевой транспорт, на пешехода, на велосипедиста, столкновение, опрокидывание, падение пассажира, прочие происшествия [4]. Определить вид ДТП для сотрудника полиции на первый взгляд не представляется трудным, но, как показывает практика, в различных дорожных ситуациях часто возникают сложности. От того, насколько правильно сотрудник полиции классифицирует ДТП, грамотно соберет и составит все необходимые материалы, установит свидетелей и очевидцев, причины и обстоятельства ДТП, зависит дальнейшее расследование и вынесение объективного решения по делу.

Наиболее распространенными причинами ДТП остаются: недисциплинированность водителей и пешеходов, управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, недостаточная квалификация водителей, грубое нарушение Правил дорожного движения, плохие дорожные условия, неудовлетворительное состояние улиц и дорог, технически неисправное состояние ТС и др.

По степени тяжести последствий все ДТП подразделяются на следующие категории: с материальным ущербом, повлекшие легкие телесные повреждения, телесные повреждения средней тяжести, тяжкие телесные повреждения, смерть потерпевшего и с особо тяжкими последствиями — к ним относятся все ДТП, в результате которых погибло более трех человек или ранено более четырнадцати человек.

ДТП с материальным ущербом являются самым распространенным видом. Материальный ущерб от данного вида ДТП может складываться из стоимости: ремонтных работ на восстановление ТС, оказания медицинской помощи пострадавшим, возникших потерь от остановки движения ТС и т. д. Что касается остальных ДТП, повлекших различной степени тяжести телесные повреждения, а также смерть людей, то они остаются самыми опасными видами. При вынесении заключения судмедэкспертизы о степени тяжести вреда здоровью эксперты руководствуются постановлением Правительства Российской Федерации № 522 от 17.08.2007 [5].

Все вышеперечисленные виды ДТП схожи по механизму возникновения и в большинстве случаев стереотипны по составу и последовательности выполнения неотложных действий на месте ДТП. Исходя из этого оперативная квалификация ДТП чрезвычайно затруднена, так как участники и последствия не всегда очевидны. Учитывая практику расследования ДТП, можно сказать, что для получения полной информации о них необходимо руководствоваться не только тяжестью последствий, возникших при ДТП, но и сложностью установления правильного механизма происшествия, выявления его причин и всех сопутствующих факторов, что позволит составить правильное заключение и вынести объективное решение по делу о виновности участников происшествия.

По мнению В.Н. Цындри, своевременное привлечение сотрудников ГИБДД МВД РФ к проведению административного расследования ДТП является одним из основных способов выполнения задач по реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения [6].

Сегодня аварийность на дорогах Российской Федерации остается одной из самых высоких в мире, что является демографической и социально-экономической проблемой государства, представляющей собой реальную угрозу национальной безопасности страны. В связи с этим от успешного решения данной проблемы путем предупреждения и снижения аварийности, а также совершенствования законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения зависят дальнейшее развитие экономики страны, жизнь и здоровье граждан.

Подводя итог, можно сделать вывод, что проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются сотрудники ГИБДД в ходе выполнения оперативно-служебных задач на дорогах страны, возникают внезапно в результате различных дорожных ситуаций. От того, насколько качественно сотрудники ГИБДД установят причины и последствия ДТП, проанализируют полученную информацию, зависят дальнейшее расследование и привлечение к административной, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности виновных участников ДТП.

1. О безопасности дорожного движения : федер. закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Ст. 2.

2. См.: Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения (архив) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gibdd.ru/stat/archive/ (дата обращения: 22.03.2016).

3. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств : федер. закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 28.11.2015).

4. Дмитриев С.Н. Дорожно-патрульная служба : пособие для сотрудников ГИБДД. М., 2000. С. 245-247.

5. Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека : постановление Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 (с изм. и доп. от 24.03.2011, 17.11.2011).

6. Цындря В.Н. К вопросу о перспективах предоставления административных услуг органами внутренних дел // Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (29 мая 2015 г.) / редкол.: В.В. Грицай, В.В. Денисенко, О.В. Шкеля, М.Е. Труфанов, А.С. Шиенкова. Краснодар, 2015. С. 206-209.

1. Road Safety: feder. Law of 10.12.1995 no. 196-FZ 1995, art. 2.

2. See: Information on the terms of the road safety (archive) 2016, retrieved 22 March 2016, .

3. On compulsory insurance of civil liability of owners of vehicles: feder. Law of25.04.2002 no. 40-FZ (ed. by 28.11.2015) 2015.

4. Dmitriev, SN 2000, Road Patrol: A Handbook for the traffic police, Moscow, p. 245-247.

5. Approval of the Regulation determining the severity of the harm caused to human health: Decree of the RF Government of 17.08.2007 no. 522 (from amendment on 24.03.2011, 17.11.2011) 2011.

6. Tsyndrya, VN 2015, ‘To a question about the prospects of providing administrative services to the organs of internal affairs’, Proceedings of the IV All-Russian scientific-practical conference (29 May 2015), Krasnodar, p. 206-209.

Последствия дорожно-транспортных происшествий.

Дорожно-транспортные происшествия уже давно не являются редкостью. Эти катастрофы случаются ежедневно на проезжих частях городов, на федеральных и городских трассах. Зачастую дорожно-транспортные происшествия влекут непоправимые последствия.

Под дорожно-транспортным происшествием понимают происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровья физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица. По тяжести последствий ДТП делят на 3 группы: со смертельным исходом, с телесными повреждениями людей и с материальным ущербом. Телесные повреждения подразделяют на тяжкие, менее тяжкие, легкие.

По виду ДТП делят на столкновения транспортных средств, опрокидывание транспортных средств, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных и прочие.

Анализ ДТП показывает, что наиболее часто они возникают в летне-осенний период — с июня по октябрь, когда на дорогах резко увеличивается интенсивность движения личных автомобилей. По дням недели ДТП распределяются также неравномерно: наибольшее их число падает на пятницу и субботу, когда по окончании трудовой недели люди устремляются за го­род. Всплеск аварийности приходится на вечерний пик, что объясняется не только ростом интенсивности движения транспор­та и пешеходов, но и наступлением сумерек (в осенне-зимний период), а также накопленной за рабочий день усталостью уча­стников движения и некоторой долей спешки.

Так на территории обслуживания ОГИБДД МО МВД России «Заречный» с 26 августа по 4 сентября 2016 года зарегистрировано 6 ДТП, в которых 9 человек погибли и 4 получили ранения, из них пострадал 1 ребенок. Основная причина ДТП – выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения.

Каждому, кто садится за руль или салон автомобиля следует помнить, что риск стать участником ДТП есть всегда. К сожалению, даже 100% выполнение Правил дорожного движения не всегда гарантирует полную безопасность, т.к. на дороге находятся те люди, которые своими противозаконными действиями могут совершить ДТП. Поэтому задача каждого, кто находиться в автомобиле – максимально минимизировать возможные негативные последствия в случае возникновения ДТП.

Лучше в 1000 раз преувеличить опасность, нежели хотя бы 1 раз допустить оплошность. Ведь именно этот единственный раз может оказаться роковым.

ОГИБДД МО МВД России «Заречный»

Тяжесть последствий ДТП

Каждое дорожно-транспортное происшествие влечет за собой возникновение тех или иных последствий. Эти последствия могут быть разными, поэтому по степени их тяжести все дорожно-транспортные происшествия делятся на три категории:

? со смертельным исходом;

? с телесными повреждениями;

? с нанесением материального ущерба.

Самыми тяжелыми считаются дорожно-транспортные происшествия, повлекшие гибель людей. Это неудивительно: травмы можно вылечить (хотя и не все), автомобиль отремонтировать (а если и нет – это не самое страшное), а вот человека воскресить, увы, невозможно (рис. 7.10).

Рис. 7.10. К сожалению, аварий на российских дорогах меньше не становится

Телесные повреждения делятся на три группы. Под легкими телесными повреждениями подразумевается причинение вреда здоровью пострадавших, которое повлекло лишь несущественное расстройство здоровья или непродолжительную утрату работоспособности. Телесные повреждения средней тяжести – это повреждения, которые не представляют опасности для жизни пострадавшего, однако приводят к длительному расстройству его здоровья или к значительной стойкой утрате общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Самыми опасными являются тяжкие телесные повреждения. Они влекут за собой причинение вреда, представляющего угрозу для жизни пострадавшего, либо потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа, утрату этим органом его функций. Кроме того, тяжкими телесными повреждениями признается причинение иного вреда здоровью, повлекшее за собой расстройство здоровья, сопряженное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть, либо повлекшее иные тяжелые последствия.

Дорожно-транспортные происшествия, последствия которых ограничиваются лишь причинением материального ущерба, можно считать самыми безобидными. Материальным ущербом является причинение вреда транспортным средствам, грузам или иному имуществу (в том числе дорожному оборудованию и техническим средствам организации дорожного движения), не признаваемого крупным. Что касается крупного материального ущерба, то под ним подразумевается уничтожение или существенное повреждение транспортного средства, груза или иного имущества (в том числе дорожного оборудования и технических средств организации дорожного движения).

В соответствии с действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, карается штрафом от 1000 до 1500 рублей или лишением водительского удостоверения на срок от 1 года до 1,5 лет. Что касается нарушения Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшего причинение вреда средней тяжести здоровью потерпевшего, то здесь санкции более суровые: штраф от 2000 до 2500 рублей или лишение права управления транспортным средством на срок от 1,5 до 2 лет.

При причинении крупного материального ущерба или тяжкого (а иногда и среднего) вреда здоровью пострадавших, а также в случае гибели людей будет возбуждено уголовное дело. Возбуждение уголовного дела по дорожно-транспортному происшествию, случившемуся по вине кого-либо из водителей, осуществляется в соответствии со статьей 264 «Нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» Уголовного кодекса Российской Федерации, текст которой приведен ниже.

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, – наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

В указанной статье используется такое понятие, как «другие механические транспортные средства». Под ними подразумеваются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

Знайте, что если в аварии не было пострадавших, а транспортные средства повреждены незначительно, то участники ДТП по обоюдному согласию могут не вызывать наряд ГИБДД, а покинуть место происшествия. Перед этим они должны сами рассчитать ориентировочную величину ущерба и определить, кто и кому будет его возмещать. Данное положение приняли, чтобы предотвратить возникновение лишних пробок на и без того перегруженных российских дорогах. Ведь нередко пробки образуются по причине незначительных аварий.

Но, если по взаимному согласию решить вопрос не получилось, нужно непременно вызвать наряд ГИБДД, чтобы он зафиксировал дорожно-транспортное происшествие и оформил его в соответствии с законодательством. Санкции за оставление места аварии оговорены в статье 265 Уголовного кодекса Российской Федерации, текст которой приведен ниже.

Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим Правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления последствий, предусмотренных статьей 264 настоящего Кодекса, – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Однако санкции за оставление места аварии предусмотрены и частями 1 и 2 статьи 2.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ, влечет наложение штрафа в размере 1000 рублей. В соответствии с частью 2 этой же статьи оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, карается лишением водительского удостоверения на срок от 1 до 1,5 лет или административным арестом на срок до 15 суток. Иначе говоря, при наличии серьезных последствий оставление места дорожно-транспортного происшествия карается в соответствии с Уголовным кодексом, без серьезных последствий – Кодексом об административных правонарушениях.

Анализ факторов, влияющих на тяжесть ДТП

Проведен анализ с использованием деревьев решений для установления факторов, оказывающих влияние на степень тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. На первом этапе проведено разграничение видов происшествий, приводящих к последствиям разной степени тяжести, на втором — выделены пункты правил дорожного движения, которые чаще всего нарушаются и приводят к авариям с высоким уровнем травматизма.

1. Макарова И.В., Буйвол П.А., Якупова Г.А. Совершенствование транспортной системы города с использованием имитационного моделирования ее отдельных сегментов // Автогазозаправочный комплекс + альтернативное топливо. — 2020. — Т. 19, № 1. — С. 29–33.

2. Pulitzer Center. — URL: https://roadskillmap.com/#0,0,2.

3. World Health Organization. GLOBAL STATUS REPORT ON ROAD SAFETY 2018. — URL: https://nonews.co/wp-content/uploads/2019/02/GSRRS2018.pdf.

4. Order of January 8, 2018 № 1-p. — URL: http://government.ru/docs/31102/. — Access date: 22.01.2019.

5. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. — stat.gibdd.ru (дата обращения: 13.05.2019).

6. Yannis G., Dragomanovits A., Laiou A., La Torre F., Domenichini L., Richter T. and et al. Road traffic accident prediction modelling: a literature review // Proc. of the Inst. of Civ. Eng. — Trans, vol. 170, iss. 5, pp. 245–254, 2017.

7. Ambros J., Jurewicz C., Turner S., Kieć M. An international review of challenges and opportunities in development and use of crash prediction models // European Transport Research Review, vol. 35, 2018.

8. Makarova I., Yakupova G., Buyvol P., Shubenkova K., Abeshev K., Drakaki M. Improving road safety by affecting negative factors // VEHITS 2019 — Proceedings of the 5th International Conference on Vehicle Technology and Intelligent Transport Systems, pp. 629–637, 2019.

9. Penmetsa P., Pulugurtha S.S. Modeling crash injury severity by road feature to improve safety // Traf Inj Prev, vol. 19, iss. 1, pp. 102–109, 2018.

10. Jalayer M., Shabanpour R., Pour-Rouholamin M., Golshani N., Zhou H. Wrong-way driving crashes: A random-parameters ordered probit analysis of injury severity // Accid Anal Prev, vol.117, pp. 128– 135, 2018.

11. Ahmed M.M., Franke R., Ksaibati K., Shinstine D.S. Effects of truck traffic on crash injury severity on rural highways in Wyoming using Bayesian binary logit models // Accid Anal Prev, vol. 117, pp. 106–113, 2018.

12. Newnam S., Blower D., Molnar L., Eby D., Koppel S. Exploring crash characteristics and injury outcomes among older truck drivers: An analysis of truck-involved crash data in the United States // Saf Sc, vol. 106, pp. 140–145, 2018.

13. Abellán J., López G., De Oña J. Analysis of traffic accident severity using Decision Rules via Decision Trees // Expert Systems with Applications, vol. 40, Issue 15, 2013, Pages 6047–6054.

14. Bland M.L., Zuby D.S., Mueller B.C., Rowson S. Differences in the protective capabilities of bicycle helmets in real-world and standard-specified impact scenarios // Traf Inj Prev, vol. 19, pp. 5158–5163, 2018.

15. Макарова И.В., Буйвол П.А., Якупова Г.А., Мухаметдинов Э.М. Анализ последствий дорожнотранспортных происшествий с использованием статистических методов / В сб.: Информационные технологии и инновации на транспорте. Материалы 5-й Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. А.Н. Новикова. — 2020. — С. 171–179.

16. Петров А.И. Устойчивость пространственной неравномерности тяжести дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации / А.И. Петров, И.А. Важенин, Л.В. Важенина // Автотранспортное предприятие. Изд. НПП «Транснавигация» (Москва). ISSN: 2076-3050. — 2016. — № 2. — С. 11–15.

17. Dobromirov V., Evtiukov S., Duncheva E., Repin S. 2017. Methodology and Results of the Traffic Safety Evaluation on the Saint Petersburg Ring Road. In Transportation Research Procedia, vol. 20, pp. 151–158.

18. Pugachev I., Kulikov Y., Markelov G., Sheshera N. Factor Analysis of Traffic Organization and Safety Systems // Trans Res Proc, vol. 20, pp. 529–535, 2017.

19. Makarova I., Shubenkova K., Mavrin V., Buyvol P. Improving safety on the crosswalks with the use of fuzzy logic // Transport Problems. 2018. Т. 13. № 1. С. 97–109.

Ускоряющаяся урбанизация приводит к появлению проблем в транспортных системах мегаполисов [1]. Повышение качества дорожной инфраструктуры не успевает за ростом парка транспортных средств, что вызывает появление проблемных ситуаций в области безопасности дорожного движения.

Статистические показатели дopoжнo-тpaнcпopтныx происшествий (ДТП) по различным странам и регионам в целом неутешительны. Число погибших в результате ДТП в мире уже достигло 1,35 млн человек в год, и к 2030 году прогнозируется его рост втрое, до 3,6 млн человек в год. Согласно недавнему исследованию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в странах развивающегося мира дорожная аварийность займет пятое место среди факторов, приводящих к смерти, опередив ВИЧ/ СПИД, малярию, туберкулез и других известные причины смерти, а в целом в мире — восьмое место [2]. Дорожно-транспортный травматизм в настоящее время является основной причиной смерти детей и молодежи в возрасте 5–29 лет [3]. В ряде стран смертность от автомобильных аварий является одним из главных показателей уменьшения численности населения. Поэтому уровень смертности на дорогах среди стран мира — одна из сфер пристального изучения современной науки.

В последнее время число водителей и количество автотранспорта на дорогах России резко увеличились. При этом есть целый ряд причин, способствовавших снижению аварийности на дорогах (кампании по борьбе с пьянством за рулем, существенное ужесточение штрафов и наказаний за нарушения правил дорожного движения (ПДД), улучшение общего состояния дорог и совершенствование систем разметки, разграничения и регулирования, улучшение технического состояния автопарка и автомобильных шин, совершенствование систем управления дорожным движением, повышение культуры вождения, широкое распространение навигаторов). Но, несмотря на это, ситуация остается непростой. Если в среднем по странам ЕС принятый показатель — индекс социального риска — не превышает 5,5 человека на 100 тыс. населения, то на 1 января 2019 года данный показатель в России равен 12,4 человека на 100 тыс. населения [4]. Hecмoтpя на то что за последние шесть лет суммарное количество происшествий снизилось, в абсолютном выражении оно остается большим [5].

Для Цитирования:

Г.А. Якупова, Анализ факторов, влияющих на тяжесть ДТП. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2020;8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *