Что такое подбор квартета в ламповом усилителе
Перейти к содержимому

Что такое подбор квартета в ламповом усилителе

  • автор:

Статьи

Подбор радиоламп. Зачем это нужно делать? 15.04.2023 00:00

Что же такое подобранные лампы и когда они необходимы? Эта статья показывает необходимость подобранных ламп и технологии, используемые при их подборе. Не в любой схеме усилителя, требуется подбор ламп, но в большинстве именно такие схемы, в основном подбор необходим для правильной и качественной работы усилителя.

ИЗМЕРЕНИЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА В СТАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ

Лучший способ подобрать лампы в пару по анодному току — это установить их в ламповый тестер измерительный прибор, задать лампе условия, идентичные усилителю, выставить смещение для требуемого тока и отметить его. Одинаковость на максимальных режимах проверяется на больших напряжениях, и токах для уверенности, что подобранные лампы имеют одинаковые характеристики в разных рабочих точках. Будьте осторожны, не превышайте мощность рассеяния анодом или экранной сеткой слишком долго, пока проводите эти измерения!

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДБОРА РАДИОЛАМПЫ.

Основные параметры, по которым производится подбор радиолампы:

Любой ламповый усилитель в режиме А или АВ, имеющий сигнальные, драйверные,выходные лампы, имеет определенные токи покоя, которые определены анодным напряжением, напряжением смещения и характеристиками этих ламп.

2. Крутизна характеристики gm=

Это изменение анодного тока/изменение напряжения сетки в данной рабочей точке тетродов и пентодах. Крутизна изменяется при разных анодных токах и анодных напряжениях, и заявленная в паспорте крутизна характеристики верна лишь в том случае, когда рабочая точка для данной крутизны указана. Крутизна падает при старении лампы. Крутизна сама по себе не является полным показателем хорошего подбора.

Изменение напряжения на аноде — изменение напряжения сетки в данной рабочей точке. Она является показателем коэффициента усиления в триодах. Усиление не меняется в различных режимах , кроме случая, когда радиолампы выходит из строя.

СЛАБОСИГНАЛЬНЫЕ УСИЛИТЕЛИ И УСИЛИТЕЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Подобранные лампы и одинаковые половинки лампы в двойных триодах ( 12AU7, 12AX7,ECC88 и т.д.) используются в усилителях постоянного тока, чтобы свести до минимума разность параметров.

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ ЛАМП

Радиолампы включают параллельно для достижения более высокой входной мощности, или для

получения более низкого выходного сопротивления. Так что вопрос подбора ламп затрагивает и схемы, где используется их параллельное включение. Возникающая изломанность проходной характеристики при не подобранных лампах мало способствует хорошему звуку. Одинаковость по анодному току здесь не так критична как в РР.

ДВУХТАКТНЫЕ ВЫХОДНЫЕ КАСКАДЫ PP (Push Pull)

Есть две причины необходимости подбора радиоламп в РР выходных каскадах: Для уменьшения несбалансированного постоянного тока через выходной трансформатор, для компенсации четных гармоник и правильной работы усилителя. Разбалансировка токов по плечам может вызвать насыщение стали трансформаторов, что приведет к снижению индуктивности и ухудшение воспроизведения низкочастотного диапазона, и увеличению искажений.

Отсутствие разбалансировки ( подобранных пар ) по плечам выходного каскада ( KT88, EL34,6L6 и т.д.) особенно важно для усилителей в режиме АВ / В, где лампы работают на часть периода. Поэтому в сбалансированной РР схеме суммарные искажения будут снижены путем подавления четных гармоник. Но считается, что четные гармоники придают «благозвучие», а нечетные, высокого порядка, дают резкий звук (транзисторный). Таким образом, сбалансировав лампы ( сделав подбор) работы выходного каскада РР, можно уменьшить суммарные искажения и при этом оставить звучание нечетных гармонических искажений. Не удастся обойтись без подбора выходного каскада, если вы хотите добиться в ламповом усилителе хорошего качественного звука.

К сожалению, любители часто используют лампы с неизвестным качеством (отбраковка ламп), и даже если несколько новых ламп из одной партии, это не является полной гарантией успеха.

Подбирая новые лампы из заводской партии, например КТ88 можно обнаружить отклонение характеристик по заводским ТУ по току анода от 60 мА до 120мА , и если не сделать подбор радиоламп в пары, квартеты и т.д., то это может привести не только к плохой работе усилителя с высокими искажениями, фоном, но и выходу его из строя.

Настоящий ламповый звук

Привет! Сегодня мы поговорим о важнейшей часть гитарного звука — о лампах в оконечном усилителе! Они очень сильно влияют на то, как звучит усилитель, а конкретно на такие параметры звучания, как тон, объёмность, мощность, качество перегруза. При выборе усилителя важно понимать чем отличаются те или иные лампы между собой им я надеюсь, что эта статья вам поможет лучше разобраться в этом вопросе. 4 основных типа ламп, которые используются в оконечнике гитарного усилителя, это 6L6, EL34, 6V6, и EL84. Есть также другие, например, KT66 или KT88, но если вы разберетесь в отличиях 4 основных типов, вам станет понятнее, чем отличаются другие лампы, не такие распространённые.

Секция оконечника

Итак, начнём с базовых понятий. Гитарный усилитель состоит из 3 основных частей: преамп (секция предусилителя), усилитель мощности (он же оконечник) и секция питания (трансформатор и всё, что после оконечника). Лампа-rectifier (выпрямитель) в секции питания довольно сильно влияет на звук. Также очень важно какая лампа стоит первой в предусилителе (на месте v1). Но мы сегодня говорим не о них, а о лампах, отвечающих за мощность и за громкость — о лампах в оконечнике. Они не только усиливают сигнал, приходящий к ним из предусилителя, но также добавляют в звучание свой характерный перегруз и частотный окрас. На мой взгляд, лампы оконечника играют наиболее важную роль в том, как в итоге звучит усилитель. Именно из-за различия ламп оконечника появились такие характерные термины как американское и британское звучание, а также разные другие подвиды и разновидности.

Представьте себе следующее: большинство hi-gain усилителей имеют ручку gain, которая управляет перегрузом на канале. Далее идёт ручка мастер громкости, чтобы мы могли настроить удобный для нас уровень. Таким образом получается, что мы можем играть с перегрузом и на небольшой громкости. Тот перегрух, что вы слышите в таком случае — это перегруз ламп предусилителя. Как правило сам по себе он довольно фузовый, кучерявый (зависит от усилителя) или зернистый, отдача от этого звука очень небольшая, он не динамичен. Вы также заметите, что если поднимать ручку громкости, усилитель как будто начинает оживать, а звук — насыщаться, наполняясь частотами, становясь более динамичным и интересным. Это работают лампы оконечника.

Возьмем, к примеру, Deluxe Reverb, 22 Вт — классический американский чистый звук. Но подняв громкость до 5-6 усилитель начнёт перегружаться и этот звук будет совсем не похож на то как звучит ваша педаль перегруза. Вы заметите, что в нём больше обертонов, звучание более полное, насыщенное, динамичное. Усилитель более отзывчив к вашей игре и ручке громкости на гитаре. Это и есть основные характеристики перегруза ламп оконечника. Когда лампа в усилителе начинает перегружаться (происходит т.н. брейк ап), кажется что в звук добавляется немного компрессии вместе с перегрузом. Важно, однако, не забывать, что в нашем примере частично за перегруз также отвечают лампы в предусилителе. Именно сочетание перегруза ламп преампа и оконечника даёт тот самый вкусны и волшебный результат!

Лампа мощности — это одно из последних звеньев в цепи построения гитарного звука. Она стоит усилителе прямо перед выходным трансформатором. Различные типы ламп в мощнике определяют характер звучания вашего усилителя. Знайте, что общее звучание состоит из частей. И каждая из этих частей очень важна. Преамп, эквалайзер, оконечник, трансформатор, динамики — все эти вещи в конечном итоге и дают тот звук, за который мы готовы платить такие бешеные деньги. Одни только лампы мощности ничего не решают. Но сегодня речь пойдёт именно о них.

6L6

Лампа 6L6 очень широко применяется в американских усилителях, именно она стала синонимом калифорнийского звучания. Эти лампы использует Fender, Mesa Boogie и многие другие. Из всех четырёх видов ламп, о которых идёт речь в этой статье, у 6L6 наиболее объёмное звучание, её труднее раскачать, нужно делать усилитель погромче. Мощность одной лампы 6L6 — до 30 Вт в зависимости от схемы усилителя. Мне попадались маленькие 15 Вт усилители на 6L6, а также 60 Вт ребята типа Hot Rod DeVille, так что выбирать есть из чего.

EHX 6L6

На мой взгляд у 6L6 очень мощный, немного бубнящий низ — и это прекрасно. Когда мы включаем такой усилитель погромче, лампы начинают перегружатья и компрессировать звук, низ уплотняется (зависит от схемы конкретного усилителя). Верха лучше всего описываются словом «искристые». 6L6 в целом довольно яркая лампа, которую иногда стоит сделать немного потемнее. Яркие верха и выразительный низ создают впечатление, что середина провалена. Яркие представители этого звука — усилители Fender Twin Reverb, Vibrolux и Blues Deluxe. Это классический стеклянный звук Fender. Несмотря на большой запас прочности, 6L6 очень круто звучит, когда ее перегружаешь. Сочная компрессия и винтажный характер. Средние и низы отлично сочетаются вместе, а задранная верхушка добавляет звуку остроты и яркости.

6V6

Лампы 6V6 начали выпускать вскоре после первого выпуска 6L6 в конце 30х годов. Этот младший брат менее мощный, чем 6L6 и ему не требуется мощный и дорогой трансформатор для того, чтобы нормально работать. Выходная мощность лампы 7-12 Вт. Это отличный выбор для домашних усилителей, таких как Fender Champ. Несмотря на меньшую мощность чем у 6L6, 6V6 на неё очень похожа. Низ большой и объёмный, верха искристые, но низы конкретно у этой лампы более упругие и легче управляемые, а верха более мягкие, в них нет той резкости и остроты, что у 6L6. Я также слышу более четкие средние частоты. В целом, 6V6 очень сбалансированная лампа. Верх яркий, а средние частоты не так задавлены. Атака более мягкая, хороший баланс верха, середины и низа, более спокойный тон. Несмотря на различия с 6L6, 6V6 также считается эпитетом американского звучания.

EL34

Лампу EL34 впервые выпустила компания Mullard в 1953 году. Она обладает примерно одинаковой мощностью с 6L6 (11-30 Вт). В популярных моделях усилителей обычно используется пара или квартет (4) ламп EL34, что даёт на выходе 50 или 100 Вт соответственно. EL34 — отвечает за тот самый британский звук. В основном из-за того, что её особо часто использовала в своих усилителях компания Marshall.

Electro Harmonix EL34

Mullard EL34

EL34 совсем не похожа на 6L6 или 6V6 по звучанию. Низ более четкий, с хорошим презенсом. Звук в целом не такой округлый и объёмный, но в целом с хорошим презенсом. Верха мягкие, прозрачные, не слишком искристые. Середина — вот за что все любят эти лампы. Середина звучит насыщенно и полно, но не через чур. Этот звук идеально сочетается с гитарными частотами. Звук очень богатый и при этом нет ощущения, что просто задрана середина. Всё очень сбалансировано и отлично сидит в пачке. Идеальная лампа для соло-гитаристов. Когда EL34 перегружается, звук компрессируется и начинает по-настоящему кричать. Обалденный сустейн — я думаю, это связано с тем, как лампа ведет себя на средних частотах — очень динамично. EL34 — отличная лампа, если вы любите играть громко и очень хорошо подходит для хай-гейн ситуаций.

EL84

EL84 очень популярная лампа, ее любят многие гитаристы и производители гитарных усилителей. Максимальное рабочее напряжение EL84 — 300 Вольт, а мощность 17 Вт, тем не менее, многие производители заставляют работать эту лампу под напряжением 400 В. В итоге, эти лампы весьма недолговечны. Зато в отличие от остальных участников обзора эти лампы самые дешевые 🙂

Electro Harmonix EL84

Лампа EL84 — это основа звучания “Leeds”. За этот звук отвечает компания Vox. У лампы EL84 свой особенный тембр, упругие низы, яркий верх и очень интересная середина, которая начинает прорезать, когда мы перегружаем оконечник. Чистый звук яркий и пружинистый, а перегруз звучит как будто середина намеренно задрана, при этом остается плотный низ и искристые верха. Большинство усилителей на EL84 сделаны как будто бы специально для того, чтобы резать микс как ножом масло. А с тех пор, как пошла модная тенденция к маломощным усилителям, многие производители стали активно использовать EL84 в своих схемах

Заключение

Итак, мы охватили 4 самых популярных типа ламп. Есть и другие, а также разновидности уже названных выше. Но именно эти 4 лампы — это основа, на которой строится представление о звуке лампового гитарного усилителя. Не забывайте, что лампы в оконечнике — это еще не весь звук. Преамп, секция управления частотами, трансформатор, динамики и все остальные запчасти очень важны. Вы разве не знали, что красный кабинет звучит не так как чёрный? Ну теперь вы точно сможете разобраться в том, в каком направлении вы хотите двигаться, чтобы получить ВАШЕ фирменное звучание. Статья очень субьективная, как и любое описание звука словами. Разные люди слышат по-разному. Самый лучший способ — послушать своими ушами. Доверяйте только самим себе!

Кстати, какие лампы используете вы?

Максим Иванов, (с) KOMBIK.COM

  • vkontakte
  • facebook

Радиолампы подбор (matched)

Подбор радиоламп производится поштучно, и стоимость указана только за подбор одной штуки.

КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ ПОДБОР

Для правильного оформления в заказе подбора ламп (в пары, квартеты, секстеты, октеты) Вам необходимо положить в корзину одинаковое количество ламп и подбора (Например — вам нужна подобранная пара, добавить в корзину 2 лампы и 2 подбора, и т.д.). Если Вам нужно сделать нестандартный подбор, например 5, 10, 11шт. и т.д. ОБЯЗАТЕЛЬНО НАПИШИТЕ ПИСЬМО с пояснениями необходимого подбора (номер вашего заказа в шапке письма обязателен).

На заводе прошедшие тестирование радиолампы допускаются к продаже в пределах установленных параметров ТУ, в Норме не менее — не более, указанных в паспорте ( в зависимости от типа лампы, примерно от 50 до 100% разброса по току анода). Подбор радиоламп осуществляется только по току. Пример — лампа 6550 не менее -50мА, не более -120мА). Подбор для выходных ламп осуществляется выборкой одинаковых токов по парам, квартетам и т.д. Напряжение измерения тестера в зависимости от типа лампы 250в и 400в.

Версия подбора выходных ламп Platinum Matched (PM) — Средний ток при подборе в пары или квартеты. ( Подбор только по току )

Стандартный подбор выходных ламп — это или малые токи или верхние токи при подборе в пары или квартеты. ( Подбор только по току )

Допустимый разброс параметров ламп с симметрией триодов, без подбора.

Genalex Gold Lion, — не более 25%

Tung-Sol,- не более 30%

Mullard, — не более 30%

Svetlana, — не более 35%

Electro-Harmonix — не более 35%

Sovtek. — не более 35%

При подборе двойных триодов, разброс не превышает 7%. (симметрия триодов по току )

Все наши радиолампы имеют фирменную упаковку и логотип производителя. Все лампы на заводе проходят проверку на брак, вначале они стоят на тестере в течении 24 часов, и затем измеряются. Далее годные лампы маркируются и проходят еще раз более точные измерения по току анода в миллиамперах, для подбора в пары и квартеты и т.д.

JJ Electronic EL34 (квартет)

Электронная лампа JJ Electronic EL34 одна из наиболее популярных ламп для звуковых усилителей мощности, как гитарных так и HiFi.

Звучит чисто, высокие частоты хрустят, середина и низ сбалансированы.

Позволят добиться того самого «британского» звучания усилителей.

Представленная модель очень надежна и удобна в использовании.

Тип
Тип пентод
Аналоги
Аналоги EL34, 6CA7, KT77

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *