Ява и чезет в чем разница
Перейти к содержимому

Ява и чезет в чем разница

  • автор:

Муки выбора 1980-х: что лучше — «Ява» или «Чезет»

Известно, что автомобильных иномарок в нашем советском прошлом не было – покупателю приходилось выбирать из продукции отечественного автопрома. Но у мотоциклистов картина была совсем иной – и у них были свои муки выбора…

Автомобили-иномарки в нашей стране не продавались гражданам вплоть до начала 1990-х, а за многими отечественными приходилось годами стоять в очереди. А вот для мотоциклистов был определенный выбор импортной техники: немецкая марка MZ, венгерская Panonnia, чехословацкие Jawa, CZ, Velorex.

Чехословацкие Jawa и CZ класса 350 куб. см были самыми яркими представителями иностранных брендов на рынке мотоциклов советского периода.

У каждой мото-иномарки был свой сегмент покупателя. Но реальные пацаны в эпоху расцвета отечественного мотодвижения (а это 1970-1980-е годы) терзались в сомнениях: что лучше – “Ява” или “Чезет”? И первое, и второе можно было купить в магазине спорттоваров, покараулив недельку-другую (а то и месяц-другой).

Какие были мотоциклы в СССР

От прямых отечественных конкурентов – 350-кубовых “Иж Юпитер” с индексом -3, -4 или -5 чехословацкие машины отличались не так разительно, как японские и немецкие легковушки того времени от наших “Волг” и “Москвичей”. Нельзя сказать, чтобы мотоциклы из ЧССР были более современными (речь идет о поколениях Jawa 634 и CZ 472), но культура изготовления и концепция были несколько иными. Импортная техника была более комфортной – меньше шума и вибраций, мягче работа органов управления, наличие тахометра (Jawa) и мощной светотехники

Надежные, комфортабельные и динамичные мотоциклы из Чехословакии поглощались рынком СССР почти на 100 %. Лишь малая часть ежегодного выпуска уходила в другие страны, где их приходилось рекламировать.

УJawa и CZ получше обстояло дело с эксплуатационными характеристиками в реальных условиях: уверенный пуск, реже требовались регулировки зажигания и карбюратора. Силовой агрегат обеспечивал динамику более яркую, чем у отечественных машин, причем не по причине большей мощности (“Иж Юпитер” как раз таки были мощнее), а благодаря более гибким характеристикам двигателя.

Стильный и аккуратный щиток приборов “Явы” переворачивал сознание тех, кто раньше ездил на “Ижах”, “Ковровцах” и “Минсках”. На CZ тахометра не было.

Минусы “Яв” и “Чезетов” тоже были общими и весомыми, причем главное то, что они предназначалась в первую очередь для ровных асфальтовых дорог. И дело тут не только в меньшей прочности деталей подвески, а и в характеристиках силового агрегата. Рабочий диапазон оборотов двигателя и передаточные числа трансмиссии подобраны таким образом, что мотоцикл показывает себя наиболее динамичным при высоких оборотах двигателя и на высокой скорости.

А в отечественных условиях движения этого не всегда удавалось достичь. Кроме того, моторам мото-иномарок в 1970-е годы требовался уже высокооктановый бензин АИ-93, который продавался не везде, тем более в сельской местности, где проживала добрая половина «явистов». Не все хорошо было и с запчастями.

Cezet был менее практичным, но лучше держался на неровностях и в поворотах. Многие детали его ходовой были сделаны из алюминиеваого сплава.

Поэтому покупали “Явы” и “Чезеты” в абсолютном большинстве молодые люди, которые ради престижа готовы были мириться с проблемами динамики на малых оборотах. Еще владельцам чехословацких мотоциклов досаждали постоянные хлопоты с аккумулятором, который не заряжался при езде по плохим дорогам – из-за малых оборотов двигателя.

Что лучше?

Что касается темы, что лучше — “Ява” или “Чезет”, то этот вопрос сродни проблеме Pepsi-Cola или Coca-Cola? Отличия между Jawa и CZ поколений Jawa 634 и CZ 472 – в большей спортивности “Чезета”. Он легче “Явы”, немного динамичнее, у него лучше тормоза и другая посадка, а подвеска с реактивной тягой лучше держит машину на неровностях. Ну и конечно, свой дизайн, пусть особо не выдающийся, но отличный от массовых “Яв” и “Ижей”.

Jawa во многих случаях эксплуатировалась с боковым прицепом – коляской Velorex, чего не позволялось Cezet`у. Но молодежь этот вопрос волновал редко.

С другой стороны, меньшая масса “Чезета” объяснялась как применением алюминиевых сплавов, так и облегченной одинарной рамой (в отличие от дуплексной конструкции “Явы”), что снижало ее прочность. По этой же причине к “Чезету” нельзя цеплять боковой прицеп – коляску типа Velorex. Интересно, что при всей своей “спортивности” CZ 472.3 образца 1977 г. стоил на 100 руб. дешевле — 850 руб. против 950 руб., которые просили за Jawa 634.8.

Марка CZ (Чешская Зброевка – оружейный завод) была старейшим производителем мототехники в Чехословакии (1922 – 1998). Но она не пережила распад страны.

Впрочем, для большей части целевой аудитории – молодежи многие из недостатков не имели значения, поэтому у CZ всегда был свой покупатель – как правило, амбициозный, энергичный и независимый.

«Ява» и «Чезет»: 350-ые модели похожи как две капли воды, но на самом деле у них были отличия

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте.

Отписаться можно в любой момент.

Чехия по сей день производит неплохие мотоциклы. А в годы холодной войны Чехословакия поставляла до 90% мотоциклетной продукции в Советский Союз. Чешские мотоциклы в стране любили. Среди них были и такие известные модели, как Ява-350 и Чезет-350. На первый взгляд оба дорожных мотоцикла абсолютно одинаковые. Визуально у двух 350-х не так уж много отличий, однако на самом деле все не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Мотоциклы были отличные. |Фото: pedagogik-a.ru.

Мотоциклы были отличные. |Фото: pedagogik-a.ru.

Мотоциклы «Ява» (Jawa) начали производить еще до Второй мировой войны на фабрике Франтишека Янечека. Первый мотоцикл сошел с конвейера в 1929 году и был лицензионной копией мотоцикла немецкой компании «Wanderer». После войны чешское предприятие в Тинец-над-Сазавоу было национализировано и продолжило выпускать мотоциклы, которые в последствии стали хорошо известны на весь восточный блок.

Чезет 350. |Фото: ВКонтакте.

Чезет 350. |Фото: ВКонтакте.

Мотоциклы «Чезет» (CZ) выпускались на Чешском оружейном заводе в Страконице. Первый мотоцикл был выпущен здесь еще в 1934 году. После Второй мировой войны оружейное производство с CZ было вынесено на отдельное предприятие, а старый завод сконцентрировался на выпуске мототехники. При этом головным предприятием по производству мотоциклов в Чехословакии стала все-таки «Ява». А потому продукция CZ во многом была унифицирована с продукцией Jawa. Именно по этой причине мотоциклы двух заводов часто похожи, но все-таки одинаковыми не являются.

Одна из моделей Ява 350. |Фото: attackarms.com.

Одна из моделей Ява 350. |Фото: attackarms.com.

Выпуск мотоциклов с 2-тактными двигателями объемом 250 и 350 см.куб начался еще в 1953 году. Первопроходцем стала марка «Ява». На «Чезете» вплоть до 1960 года делали только мотороллеры. Мотоциклы с 350-ми двигателями были страшно похожи и не только внешне. Унификация компонентов между «Явой» и «Чезетом» была достаточно высока. Тем не менее, были у двух моделей и серьезные отличия. Мотоциклы отличались глушителями, приводами задних тормозов, рамами. К слову, рама CZ была легче и не такой жесткой, из-за чего на скоростях более 100 км/ч появлялась характерная вибрация. Ведущая цепь на «Яве» была закрыта резиновым чехлом, а у «Чезета» — металлическим.

Хорошие были мотоциклы. ¦Фото: dantesrestoran.ru.

Хорошие были мотоциклы. ¦Фото: dantesrestoran.ru.

Также у мотоциклов были разные топливные баки и амортизаторы, у CZ они были попроще и регулярно протекали. Также у мотоциклов «Чезет» вплоть до 472-ой модели отсутствовал тахометр. Отличались модели корпусами картера и генераторами. На «Яве» стоял 12-вольтный, в то время как на «Чезет» устанавливали 6-вольтные генераторы. В целом Jawa были лучше, в том числе по ходовым качествам. Однако и стоили такие мотоциклы немного дороже, чем продукция CZ. В зависимости от модели «Явы» обходились на 150-500 рублей дороже.

А вот интересное видео с нашего канала:

В продолжение темы читайте про ирбитский мотозавод выпустил сразу 3 новых модели мотоцикла «Урал».

Ява и чезет в чем разница

Cezet 472 - Чезет 472

Марка CZ хорошо известна у нас по кроссовым мотоциклам, поступающим в спортивные клубы, и, конечно, по тем машинам, на которых ведущие мотоспортсмены страны завоевывали призовые места на чемпионатах мира. Однако старые мотоциклисты помнят и дорожные ЧЗ классов 175 и 250 смЗ, поступившие в СССР в небольшом количестве лет пятнадцать тому назад.

Прошлой осенью возобновились поставки дорожных мотоциклов этого известного завода (см. «За рулем», 1976, № 12), и редакция получила возможность испытать новую модель CZ-472 класса 350 см3.

Мотор нового ЧЗ почти не отличается от хорошо уже известного двигателя Ява-634; разница лишь в небольшом изменении заднего крепления к раме (у ЧЗ оно уже), наличии механизма полуавтоматического выключения сцепления и указателя нейтрали в коробке передач. И хотя наступившая вскоре зима прервала испытание, с ЧЗ-472 мы успели познакомиться достаточно подробно.

Общее впечатление таково: это довольно хороший дорожный мотоцикл, простой. надежный и. вместе с тем. вполне элегантный, если это слово вообще применимо к мотоциклам-«работягам», предназначенным для ежедневных поездок, а не для воскресных прогулок. ЧЗ-472 рассчитан на эксплуатацию только в качестве «одиночки», то есть без бокового прицепа. Именно поэтому он значительно облегчен в сравнении с Ява-634.

Выигрыш в 11 кг достигнут в основном применением легкой рамы, имеющей. однако, жесткость, вполне достаточную при эксплуатации без коляски. Кроме того, на мотоцикле установлена более короткая (но, к сожалению, и более короткоходная) передняя вилка с внутренними пружинами и верхней траверсой из алюминиевого сплава, более легкая передняя шина, бензобак емкостью 13 л без декоративных хромированных накладок. небольшая аккумуляторная батарея (8 А-ч). Максимально облегчены все рычаги. подставка, подножки водителя и пассажира, кронштейны руля и другие детали.

Двухцилиндровый двигатель нового ЧЗ рабочим объемом 343 см3 с глушителями шума впуска и выпуска развивает мощность до 23 л. с. при частоте вращения коленчатого вала 5250 об/мин. а максимальный крутящий момент (3.2 кгм) достигается уже при 4500 об/мин.

Столь благоприятные параметры в сочетании с удачно подобранной коробкой передач обеспечивают мотоциклу отличную для его умеренной мощности приемистость. Заметим, что ЧЗ-472 — машина малошумная, удовлетворяющая по этой части самым жестким требованиям. Даже при опробовании приемистости (полный газ на повышенных оборотах) шум не выходит за допустимую норму.

Интересно выполнен вход воздуха в очиститель. Снизу седла, в передней части его основания сделаны две пары отверстий, одна из которых при закрытии седла плотно смыкается с резиновыми впускными патрубками воздухоочистителя. Таким образом, воздух попадает сначала в полость под седлом, совершает «петлю», гася при этом шум впуска, и только потом фильтруется (на мотоциклах Ява-634 и CZ-472 очень эффективные глушители выпуска, поэтому на высоких оборотах шум создается преимуществен но системой впуска, которой й уделено особое внимание). Хотим предупредить владельцев CZ о необходимости плотно и аккуратно закрывать седло, иначе мотоцикл будет слишком шумным и к тому же появится опасность обеднения смеси. Кроме того, под седлом не стоит возить тряпки: они могут подсосаться к воздухо-заборным каналам.

В связи с действующим у нас ограничением скорости мотоциклов (70 км/час), видимо, следует сказать несколько слов относительно обкатки. Как теперь ее выполнять? Ведь даже на первых километрах допускается движение со скоростью до 75—80 км/час на четвертой передаче. Значит ли это, что ныне обкатка двига теля стала совсем не нужна? Очевидно, нет, хотя требования к двигателю можно несколько изменить. Если раньше его приходилось медленно, планомерно «приучать» к работе на высоких оборотах (в известной мере ценой излишнего увеличения зазоров. повышения шумности), то теперь в этом нет необходимости. 4е-ловек, умеющий владеть собой, получает возможность разумной ездой значительно продлить срок службы двигателя. Обкатка. таким образом, сводится к тому, что на первых тысячах километров его надлежит обильно смазывать (как указано в инструкции) и предохранять от перегрузок.

Поскольку большие скорости нас сегодня мало интересуют (из-за ограниченного количества скоростных магистралей). основными достоинствами мотоцикла становятся другие качества: приемистость. приспособляемость к изменению нагрузки, бесшумность, низкий расход топлива и т. п. Ведь каждый мотоциклист согласится ездить на такой машине, которая (благодаря приспособляемости) почти не требовала бы переключения передач, иначе на любой мало-мальски сложной дороге езда превратится в утомительную работу. В этом смысле сравнительно малофорсированные двухцилиндровые двигатели ЯВА-350 вполне удовлетворяют наших мотоциклистов даже на труднейших горных трассах. Нынешние двигатели — это дальнейшее развитие все той же. оправдавшей себя конструкции. Особое значение это качество приобретает сейчас, при введенных ограничениях скорости, сводящих на нет преимущества высокоо№оротных форсированных двигателей. Продолжая лучшие традиции ЯВЫ-350, новый ЧЗ стал еще менее чувствителен к подъемам или встречному ветру.

Несколько слов о стуках в двигателе— этой «наболевшей» теме владельцев ЯВЫ-634, а теперь — CZ-472. Новый мотор кое-чем существенно отличается от предшественника — модели 360/00. Более высокой степенью сжатия, увеличенной жесткостью и массой поршней, игольчатыми подшипниками в верхних головках шатунов, возросшей площадью ребер на цилиндрах и их головках более тонким литьем картера и его крышек. Источников механических шумов стало больше, и они из-за применения высокоэффективных глушителей слышны отчетливей. Порой даже опытные мотоциклисты ошибочно принимают их за признак неисправности. Вспомним к тому же, что между определенными деталями двигателя должны быть достаточные зазоры, чтобы он мог нормально работать. Так, в игольчатом подшипнике верхней головки шатуна, по данным завода. необходим зазор от 0,005 до 0,019 мм, который обеспечивается при сборке. Разумеется чем он больше, тем громче издаваемый подшипником стук, хотя тот, у которого зазор больше, требует меньших хлопот при обкатке!

Мотоциклы Чезет – в СССР их любили чуть меньше, чем Явы

Мотоциклы Чезет – в СССР их любили чуть меньше, чем Явы

Самые лучшие советские мотоциклы – это конечно же Jawa. И не важно, что их в Советском Союзе не собирали, а привозили из Чехословакии. На самом деле, Ява была именно советским мотоциклом, ведь зарубежный завод более чем 90% своей продукции отправлял в СССР.

Кроме Jawa, в Чехословакии делали еще один интересный байк – Чезет, как его называли в Советском Союзе, или CZ 350, если правильно. Вот про этот мотоцикл мы вам сегодня и расскажем.

Сразу хотелось бы отметить, что такого модельного разнообразия, как среди Jawa, в СССР не поставлялось. По сути, «Большой Брат» получал только одну модель серии 472 в различных модификациях. Поставки начались в 1976 и закончились в 1989 году.

Мотоцикл в СССР шел с рабочим объемом 350 кубических сантиметров, двигатель был почти «явовский», конструктивно, по крайней мере.

История бренда CZ

История появления мотоциклов CZ чем-то сходна с такими же событиями в СССР после Великой Отечественной войны.

Мотоциклы Чезет – в СССР их любили чуть меньше, чем Явы

Это последняя модификация Чезета, которая поставлялась в СССР. Фото: Youtube.com

Завод Ceska zbrojovka Strakonice был известен на весь мир, как производитель отличного оружия:

Этим же завод занимается и сейчас, как российский «Концерн Калашников», только не в таких масштабах. Как россияне в свое время отказались от производства мотоциклов Иж, так и чехи от своих CZ.

Но в 1930 году, когда казалось, что никаких войн в Европе не предвидится, спрос на боевое оружие упал. Пришлось начать выпуск мотоциклов. Как и в случае с Иж после 1945 года, в Чехии было решено скопировать немецкий DKW NZ 350.

Байки пользовались небольшим, но устойчивым спросом, и так продолжалось до начала Второй Мировой войны. Когда европейским странам понадобилось боевое оружие в огромном количестве, производство байков было остановлено.

Тот самый DKW NZ 350 . Фото: Youtube.com

Зато мотоциклы активно использовали на фронтах, где они завоевали славу надежной и беспроблемной техники.

После окончания войны завод вернулся к производству двухколесной техники. Но так как предприятия были национализированы, главным локомотивом чешского мотопроизводства выбрали Jawa. После этого все байки CZ стали унифицированными с Явами.

Несмотря на это, Cezet сохранил свои фамильные черты. Отличить его от Jawa не сложно, чуть ниже мы расскажем вам об основных особенностях двух самых популярных чешских мотоциклов.

CZ в Советском Союзе

В отличие от Явы, байков CZ в СССР было в разы меньше. Связано это с тем, что завод Ceska zbrojovka специализировался все-таки на оружии. Производство двухколесной техники для них было побочным.

Именно по этой причине в СССР сложилась парадоксальная ситуация. Jawa считалась лучшим мотоциклом. С другой стороны, CZ встречался в продаже реже, поэтому у молодежи пользовался большим спросом.

Кроссовый CZ-125. Фото: Youtube.com

Cezet считались спортивными байками по нескольким причинам:

  • ? Все они были только одиночками, без всяких там колясок
  • ? В секциях по мотокроссу CZ считались лучшими

Да, Ceska zbrojovka выпускала и кроссовые модели. Только в СССР они поставлялись по линии мотоспорта, в магазинах купить их свободно было невозможно.

В Советском Союзе продавали мотоциклы CZ-350 типа 472. Первые модификации в страну не попали, поставки начались с 472.3 в 1976 и закончились на версии 472.6 в 1989 году. Стоил байк в 80-х дороже Явы. Например, в 1983 г. за Ява 350\634 – в магазине просили 950 р. CZ 350 стоил целых 1 050 рублей!

Основные отличия Явы от Чезета

Сразу хотелось бы отметить, что сравнивать нужно CZ 472 и Jawa 634. Модель 638 получила новый двигатель, и сопоставлять его с Чезетом было бы неправильно.

Роднит два мотоцикла мотор, который вроде как одинаковый, но отличается мелкими деталями.

  • ? Конструкция заднего крепления к раме
  • ? Другие картеры
  • ? Наличие направляющих для кожухов цепи

Разные у мотоциклов и рамы – у Jawa она мощнее, дуплексная, предназначенная для использования с коляской. У Cezet конструкция одинарная. Передняя и задние вилки отличаются, как и патрубки с глушителями.

Отреставрировать мотоцикл так очень сложно. Фото: Youtube.com

Самое интересное, что CZ-350 больше подходит для сельских дорог именно за счет использования одинарной рамы. На первый взгляд это кажется странным, но объясняется достаточно просто – меньшая жесткость конструкции дарит более высокий уровень комфорта.

В общем, несмотря на то, что в СССР мотоцикл часто называли «Чезет-Ява», байк от Ceska zbrojovka имел свой дизайн и технические особенности.

CZ-350 тип 472.5

Самым популярным мотоциклом бренда Чезет была модель 472.5. Поставки байков в СССР начались с версии 472.3. Через два года появилась улучшенная модификация 472.4, а потом и 472.5. Чехи прислушивались к отзывам покупателей, и старательно дорабатывали свой мотоцикл.
CZ-350 тип 472.5 получил ряд отличий и усовершенствований.

Самые заметные из них:

  • ? Бензобак
  • ? Передняя вилка
  • ? Защитные дуги спереди и сзади
  • ? Удобное сиденье
  • ? Большая фара

Прислушавшись к любителям мотопутешествий из СССР, производитель заменил бак на 13 л. на 18-литровый. Кроме малого объема, старая емкость была с острыми углами, что отрицательно сказывалось на комфорте при поездках на дальние дистанции.

Приборная панель Чезет-350. Фото: Youtube.com

Новая телескопическая вилка получила ход в 150 мм. и резиновые пыльники от влаги и грязи.

Защитные дуги спереди и сзади спасают ноги водителя и сам мотоцикл при падениях. Плотная компоновка силовой части CZ-350 тип 472.5 смещала центр тяжести вниз.

Двигатель по техническим характеристикам такой же, как на Jawa 634 – с рабочим объемом 350 см3 и 22 л. с. Скорость – около 125 км/ч, тяга ровная в широком диапазоне оборотов. Но если сравнить модель с одноцилиндровым Иж Планета, то у того проходимость на низах заметно выше.

Вибрации на скорости от 70 км/ч у Чезета чувствуется сильнее, чем у Явы – это последствия использования в конструкции одинарной рамы. Интересно, но после прохождения порога в 100 км/ч вибрации пропадают.

Карбюратор тут такой же, как на Яве 634. Фото: Youtube.com

Большим минусом владельцы CZ-350 тип 472 любой модификации считали отсутствие резиновых цепных чехлов. Часто они ставили такую защиту от Явы 634. В противном случае цепь служила в два раза меньше, чем на Jawa.

Еще владельцы Чезетов жаловались на короткую газоотводную трубку от АКБ. Если она срабатывала, то электролит летел на глушители и колесо. Та же проблема была у Явы 634. Некоторые самостоятельно дорабатывали свои мотоциклы, удаляли эти отводы или удлиняли их.

Инструментальные ящики тоже вызывали нарекания, точнее, крепящие их винты, которые отворачивались самостоятельно при движении по плохим дорогам.

Несмотря на минусы, мотоциклы Чезет считались дефицитом. Некоторым потенциальным покупателям приходилось выискивать модели по разным советским городам и поселкам. Что примечательно – в сельской местности CZ-350 особым спросом не пользовались. Тут предпочитали надежные и простые Иж Планета и Минск.

За сколько можно купить CZ-350 и стоит ли?

Купить мотоцикл Чезет достаточно сложно. Какой-то коллекционной ценности они не представляют, но из-за редкости продают их дорого. Цены начинаются от 75 000 и заканчиваются на уровне 600 000 рублей за идеал.

Если поискать, то можно найти за 150 000 неплохие работоспособные экземпляры. В качестве коллекционных над ними придется поработать, а ездить на ободранном хламе – удовольствие сомнительное.

Покупка такого мотоцикла – это слишком дорогое развлечение. Любой советский байк сложно восстановить, а тут чешский и редкий. С Явой будет в несколько раз проще и дешевле.

В красном цвете мотоцикл смотрится лучше всего. Фото: Youtube.com

Но если с Чезетом у вас связаны воспоминания юности – можно попробовать, у некоторых это получается!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *