Что такое маловязкое моторное масло
Перейти к содержимому

Что такое маловязкое моторное масло

  • автор:

Почему маловязкие масла лучше?

Большинство автолюбителей привыкли пользоваться классификацией вязкости масла по SAE. Она простая, любой автовладелец без труда подберёт продукт с её помощью.

Все масла можно разделить на две группы:

  • полновязкие — имеют HTHS 3,5 мПа/с и выше;
  • маловязкие — HTHS в диапазоне от 1,7 до 3,5 мПа/с.

Полновязкие и маловязкие масла можно отличить по маркировке стандартов SAE. Так, продукты с индексами 0W-16, 0W-20, 0W-30 относятся к маловязким, а условные 5W-40 или 5W-50 — к полновязким. Масла 5W-30 занимают пограничное положение и у разных производителей могут быть либо маловязкими, либо полновязкими.

Каким может быть идеальное моторное масло

Во-первых, оно должно максимально минимизировать трение между деталями, причем, целостность и толщина масляной пленки должна сохранятся в самом широком диапазоне температур и при высокой скорости сдвига на больших оборотах двигателя.

Во-вторых, избежать «сухих» пусков не получится. Но можно сократить нагрузку на детали двигателя, в том числе при запуске мотора в морозы. Это значит, что в идеальном варианте масло должно максимально быстро поступать к трущимся деталям. Это обеспечивается хорошими низкотемпературными свойствами класса 0W.

В-третьих, маслу необходимо активно участвовать экономии топлива — то есть, снижать потери на трение в цилиндрах и подшипниках коленвала, а также на прокачку по масляным каналам, что положительно скажется на КПД двигателя.

В-четвертых, моторное масло должно «дружить» с различными катализаторами и сажевыми фильтрами, применяемыми в современных бензиновых и дизельных двигателях. А еще обладать низкой летучестью и не расходоваться на угар… Но, конечно же, главная задача моторного масла — максимально защитить детали двигателя от износа.

Что даёт пониженная вязкость масла

Если полновязкие масла лучше защищают двигатель, зачем тогда создали альтернативу? На это есть несколько причин.

Во-первых, вступили в силу новые экологические требования стран Евросоюза и Японии. Они жёстко регламентируют уровень вредных выбросов в атмосферу: борьба идёт за сокращение каждой доли процента. К автотранспорту как к одному из главных загрязнителей воздуха стали предъявлять строгие требования. Поэтому, чтобы максимально сократить содержание вредных веществ в выхлопных газах, были созданы новые двигатели, которые работают на маловязких маслах.

Во-вторых, использование маловязких масел позволяет экономить топливо. Низкая вязкость моторного масла обеспечивает меньшее сопротивление деталей двигателя и лучший теплоотвод. С учётом этих факторов КПД повышается и экономия топлива при использовании маловязких масел растёт.

Экономия топлива по разным данным составляет от 3 до 5%. Впрочем, этот показатель во многом зависит от манеры вождения. Ещё отмечается небольшое увеличение мощности («приёмистости») двигателя, поскольку снижается расход энергии на трение.

Например, моторное масло с вязкостью 0W-20 даёт 1,5–5% экономии топлива по сравнению с маслами вязкостей 5W-30 и 5W-40.

В-третьих, уменьшается износ двигателя. Сейчас производители разрабатывают двигатели с большей поверхностью подшипников, которая снижает удельную нагрузку на механизмы. Несущая поверхность двигателей гладкая и не такая пористая, зазоры между деталями стали меньше. Высоковязкие моторные масла не могут попасть в эти узкие зазоры. Маловязкое масло способно быстрее поступать во все участки двигателя, хорошо защищая трущиеся поверхности от износа. Это снижает потери на трение и повышает энергосбережение.

В результате уменьшается расход топлива и увеличивается эффективность двигателя.

Скептики утверждают, что применение маловязкого масла не всегда оправдано. Экономия топлива слишком мала, а сокращение вредных выбросов не компенсирует затраты — малообъёмные современные ДВС имеют меньший ресурс в сравнении моторами больших объёмов (хоть и с меньшим КПД).

Но это извечный спор о том, что раньше было лучше. Старые моторы потребляют больше топлива и масла, больше «коптят», менее требовательны к качеству смазочных материалов. Они «проверены годами» и надёжны. Но, например, в сравнении с современными двигателями одинаковых объёмов старые ДВС выдают меньшую мощность.

Век больших двигателей уходит в силу экономических причин: ту самую неприхотливость и надёжность «съест» большой расход топлива или двигатель вовсе не пройдёт по нормам Евро.

В каких случаях необходимо применять маловязкие масла

Для ощутимой экономии топлива маловязкие масла следует применять в двигателях которые соответствуют экологическому классу не ниже Euro-4.

Кроме того, маловязкие масла автопроизводители рекомендуют для новых автомобилей с малым объёмом ДВС. Чаще всего это двигатели от 1,0 до 2,0 литра с наддувом и без, которые отличаются низким весом и компактностью.

В каких случаях маловязкое масло не подойдёт

Концепция энергосберегающего масла — защищать двигатель, сберегая при этом топливо. Но для конструктивно старых моторов, у которых допускаются более широкие зазоры между деталями, нужны масла с большей вязкостью. Именно они создадут оптимальный масляный клин в подшипниках коленчатого вала и разделят поршень с гильзой.

Маловязкие масла в таком двигателе не смогут создать достаточную плёнку между трущимися парами, что в свою очередь приведёт к задирам в цилиндрах и капремонту или замене ДВС.

Если ваш автомобиль выпущен раньше 2000 года или имеет экологический класс ниже Евро-3, об маловязких продуктах лучше забыть.

Ещё смазывающие качества энергосберегающего масла напрямую зависят от качества топлива. Если оно не очень хорошее, то загрязнения, мусор, примеси и низкокачественные присадки негативно отразятся на износостойкости поршней и шатунов.

В заключении небольшое резюме

Конструкции современных двигателей, рассчитанных на маловязкие масла, могут обеспечить эффективную работу мотора в любых температурных режимах, с сохранением, а порой и превышением заложенного ресурса.

ЭРА МАЛОВЯЗКИХ МАСЕЛ

В последние годы вопрос экологии становится одним из самых важных в автомобилестроении. Производители автокомпонентов, следуя нормам и требованиям современного рынка, вынуждены поспевать за рекомендациями автопроизводителей, которые с недавнего времени начали формировать спрос потребителя на маловязкие моторные масла: 5W-20 и 0W-20, так как выброс CO2 в атмосферу таких масел значительно ниже, чем при использовании масел, например, 5W-30 и 5W-40.

Производители таких популярных автомобилей с объемом двигателя 2,5 л, как Toyota Camry, Lexus RX 350, Honda Accord, стали рекомендовать использование моторных масел вязкостью только 0W-20 еще в 2010 году. Это было продиктовано стремлением экономии топлива и уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу. Но маловязкие моторные масла до сих пор не имеют широкого применения в связи с тем, что такие масла подходят не каждому двигателю и могут отрицательно повлиять на его ресурс: так как высокотемпературная вязкость масел 0W-20 и 5W-20 значительно ниже, то и толщина масляной пленки в двигателе меньше, что увеличивает вероятность преждевременного износа двигателя. Тем не менее, у маловязких моторных масел существует ряд преимуществ, о которых хотелось бы рассказать:

Экономия топлива и сокращение выхлопных газов. Низкая вязкость моторного масла обеспечивает меньшее сопротивление деталей двигателя и лучший теплоотвод, в связи с этим возникает больше крутящего момента на колеса, и в совокупности факторов экономия топлива при использовании масел 0W-20 и 5W-20 выше. Например, использование моторного масла вязкостью 0W-20 дает 1.5-5% экономии топлива по сравнению с маслами вязкостей 5W-30 и 5W-40.

Уменьшение износа двигателя. В настоящее время двигатели разрабатываются с большей поверхностью подшипников, который снижает удельную нагрузку на механизмы. Несущая поверхность современных двигателей гладкая и менее пористая, меньше зазоры между деталями, а соответственно высоковязкие моторные масла просто не могут поступать во все необходимые участки механизмов. Например, у автомобилей Honda Civiс Hybrid и Honda Isight зазоры подшипников составляют 2,4 мм. Как показывают исследования компании Ford, 75% износа двигателя происходит во время его запуска. Эта цифра существенно сократится, если используется моторное масло вязкостей 0W-20 или 5W-20, так как такое масло способно быстрее поступить во все участки двигателя, что позволит дольше сохранить детали двигателя в рабочем состоянии. Что касается гибридных автомобилей, в которых постоянное переключение между тяговой аккумуляторной батареей и двигателем происходит на ходу, применение низковязкого масла просто необходимо.

Охлаждение двигателя. Процесс циркуляции маловязкого моторного масла происходит значительно быстрее, а, следовательно, и теплоотвод от поверхности деталей двигателя также осуществляется лучше, чем при использовании высоковязких масел.

Основной довод противников применения моторных масел вязкости 0W-20 и 5W-20 — это низкое значение HTHS вязкости, при которой толщина масляной пленки существенно тоньше масел вязкости 5W-30 и 5W-40, что увеличивает износ двигателя в условиях высоких температур. HTHS — это высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига. HTHS измеряется в миллипаскалях в секунду при температуре 1500С. Большинство моторных масел классов вязкости 5W-30 и 5W-40, которые чаще всего используются автомобилистами, имеют вязкость HTHS> 3.5 мПа*с. Японскими исследователями из Toyota R&D было выявлено, что значение в 2.6 мПа*с для HTHS вязкости является критичным, при котором начинается износ деталей двигателей, больше всего подверженных температурным нагрузкам: поршневых колец, подшипников и кулачков. А моторные масла 5W-20 и 0W-20 могут иметь вязкость HTHS ниже 2.6 мПа*с.

Чем выше обороты двигателя, тем больше износ, увеличивающийся пропорционально оборотам. Однако, как видно из графика, при значении HTHS вязкости выше 2.6 мПа*с износ деталей двигателя практически не меняется.

Изучив все плюсы и минусы маловязких моторных масел, голландский бренд AIMOL выпустил продукты AIMOL X-Line 0W-20 и 5W-20, которые подходят для самых современных японских, американских и корейских автомобилей, в том числе и гибридных. Моторные масла AIMOL Х-Line обеспечивают максимальную топливную экономичность и уменьшают количество выбросов СО2 в атмосферу. Помимо этого, AIMOL X-Line 0W-20 и 5W-20 обладают HTHS вязкостью выше «пороговой» 2.6 мПа*с, при которой влияние на износ двигателя не является критичным.

При разработке моторных масел серии AIMOL X-Line основной упор был сделан на обеспечение высоких противоизносных свойств масел 0W-20 и 5W-20. Помимо усиленного пакета противоизносных компонентов, масла AIMOL X-Line 0W-20 и 5W-20 содержат инновационные антифрикционные компоненты на основе органического молибдена. Органический молибден – это полностью растворимая в масле присадка. Основное отличие органического молибдена от традиционного дисульфида молибдена, который чаще всего встречается в рецептурах других моторных масел и придает им характерный черно-серый цвет – это то, что органический молибден не оседает на деталях двигателя и поршневых кольцах, а также не вызывает абразивности и забивки фильтров. Кроме того, органический молибден более устойчив к окислению и не образует губительный для механизмов двигателя триоксид молибдена. Другой важной особенностью органического молибдена является то, что он покрывает поверхность металла ровным тонким слоем (толщиной 0,000000001 до 0,000000002 мкм), уменьшая шероховатость, заполняя микротрещины и выравнивая поверхностный слой. Благодаря этому поверхность трения образует «зеркальный» слой, который и снижает трение, а соответственно рабочую температуру и износ.

Далее, во время эксплуатации автомобиля под воздействием температуры и давления происходит преобразование органического молибдена в твердую смазочную пленку, которая имеет пластинчатую структуру, с заключенными атомами серы между слоями. Благодаря высокой концентрации органического молибдена, образующийся слой имеет очень низкий коэффициент трения — 0,04-0,08, что и гарантирует маслам серии AIMOL X-Line превосходные противоизносные свойств.

Опубликовано: журнал «АБС — авто» август 2014, журнал «Автокомпоненты» сентябрь 2014

Новости компании

Повышение КПД автомобильных двигателей остается одной из важнейших задач конструкторов и производителей ГСМ. Использование маловязких масел стало значительным шагом вперед в решении данной проблемы, а также в повышении экономичности расходования смазочных материалов. Текучие масла заменили привычные образцы в высокопродуктивных дизельных двигателях с узкими маслопроводящими каналами.

Классификация масел с малой вязкостью

При разработке двигателей с более высоким КПД и меньшей массой конструкторы идут путем уменьшения зазоров и использования более прочных материалов. Но для таких конструкций масла со стандартной вязкостью неприменимы, поскольку создают слишком высокое сопротивление движущимся деталям и не могут своевременно образовать защитную пленку.

Обычно маловязкие масла классифицируются по стандартным требованиям SAE. Так, на низкую вязкость указывает маркировка 0W-20 или 5W-30. Она применяется многими известными производителями, например, Liqui Moly, ZIC, Toyota и др. Но иногда можно встретить и особую маркировку для масел с низкой вязкостью. Например, Nexpro обозначает такие смазочные материалы Low SAPS.

Для производства маловязких масел используются особые технологии. Это делает их более дорогими по сравнению с более вязкими минеральными и полусинтетическими маслами.

Особенности маловязких масел

Автомобильные двигатели конструируются с учетом использования для них масел определенной вязкости. Смазочные материалы, классифицируемые по API как SN и CJ-4, отличают такие особенности:

  • высокий процент в составе насыщенных углеводородов;
  • большой диапазон рабочих температур: -50 — +40°С;
  • повышенный ресурс работы двигателя до плановой замены масла;
  • антиокислительная стойкость;
  • высокий индекс вязкости;
  • обеспечение холодного пуска дизельных ДВС;
  • слабое выгорание;
  • хорошие результаты работы в системах с катализаторами и сажевыми фильтрами.

Сегодня маловязкие масла имеет смысл использовать только для новейших разработок двигателей. Владельцам старых авто или же продукции отечественного автопрома не стоит тратиться на более дорогие смазочные материалы. Но и автогиганты США и Европы тоже пока не приступили к массовому выпуску двигателей для маловязких масел. Производители Японии и Ю. Кореи рекомендуют для своих авто переход от 0W-20 к 5W-30 по мере износа двигателя.

Чтобы ничего не пропустить, Вы можете подписаться на рассылку новостей, для этого просто кликнете по кнопке ниже!

Маловязкие масла: когда их нужно использовать

В последние годы автопроизводители всё чаще рекомендуют использовать маловязкие масла. В чём особенность этих смазочных материалов? Какие двигатели созданы для таких масел, а каким ДВС они противопоказаны? Пора разобраться.

Какие масла можно назвать маловязкими

Большинство автолюбителей привыкли пользоваться классификацией вязкости масла по SAE (подробнее о классификации SAE можно прочитать в нашей статье). Она простая, любой автовладелец без труда подберёт продукт с её помощью.

Но в последние годы в обиход автомехаников вошла новая аббревиатура — HTHS. В дословном переводе HTHS — это «высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига» (high temperature high shear). Измеряется в миллипаскалях в секунду.

Во время испытаний фиксируют толщину масляной плёнки в динамике — при высокой температуре масла и высокой скорости сдвига. Чем выше HTHS, тем толще защитная плёнка на деталях при рабочей температуре двигателя, а значит, двигатель лучше защищён.

  • полновязкие — имеют HTHS 3,5 мПа/с и выше;
  • маловязкие — HTHS в диапазоне от 1,7 до 3,5 мПа/с.

Что даёт пониженная вязкость масла

Если полновязкие масла лучше защищают двигатель, зачем тогда создали альтернативу? На это есть несколько причин.

Во-первых, вступили в силу новые экологические требования стран Евросоюза и Японии. Они жёстко регламентируют уровень вредных выбросов в атмосферу: борьба идёт за сокращение каждой доли процента. К автотранспорту как к одному из главных загрязнителей воздуха стали предъявлять строгие требования. Поэтому, чтобы максимально сократить содержание вредных веществ в выхлопных газах, были созданы новые двигатели, которые работают на маловязких маслах.

Во-вторых, использование маловязких масел позволяет экономить топливо. Низкая вязкость моторного масла обеспечивает меньшее сопротивление деталей двигателя и лучший теплоотвод. С учётом этих факторов КПД повышается и экономия топлива при использовании маловязких масел растёт.

Экономия топлива по разным данным составляет от 3 до 5%. Впрочем, этот показатель во многом зависит от манеры вождения. Ещё отмечается небольшое увеличение мощности («приёмистости») двигателя, поскольку снижается расход энергии на трение.

Например, моторное масло с вязкостью 0W-20 даёт 1,5–5% экономии топлива по сравнению с маслами вязкостей 5W-30 и 5W-40.

В-третьих, уменьшается износ двигателя. Сейчас производители разрабатывают двигатели с большей поверхностью подшипников, которая снижает удельную нагрузку на механизмы. Несущая поверхность двигателей гладкая и не такая пористая, зазоры между деталями стали меньше. Высоковязкие моторные масла не могут попасть в эти узкие зазоры. Маловязкое масло способно быстрее поступать во все участки двигателя, хорошо защищая трущиеся поверхности от износа. Это снижает потери на трение и повышает энергосбережение.

В результате уменьшается расход топлива и увеличивается эффективность двигателя.

Скептики утверждают, что применение маловязкого масла не всегда оправдано. Экономия топлива слишком мала, а сокращение вредных выбросов не компенсирует затраты — малообъёмные современные ДВС имеют меньший ресурс в сравнении моторами больших объёмов (хоть и с меньшим КПД).

Но это извечный спор о том, что раньше было лучше. Старые моторы потребляют больше топлива и масла, больше «коптят», менее требовательны к качеству смазочных материалов. Они «проверены годами» и надёжны. Но, например, в сравнении с современными двигателями одинаковых объёмов старые ДВС выдают меньшую мощность.

Век больших двигателей уходит в силу экономических причин: ту самую неприхотливость и надёжность «съест» большой расход топлива или двигатель вовсе не пройдёт по нормам Евро.

В каких случаях необходимо применять маловязкие масла

Для ощутимой экономии топлива маловязкие масла следует применять в двигателях не старше трёх лет, которые соответствуют экологическому классу не ниже Euro-4.

Кроме того, маловязкие масла автопроизводители рекомендуют для новых автомобилей с малым объёмом ДВС. Чаще всего это двигатели от 1,0 до 2,0 литра с наддувом, которые отличаются низким весом и компактностью.

В ассортименте ЛУКОЙЛ есть маловязкие масла. Это продукты GENESIS ARMORTECH JP 0W-20 и 0W-30.

В каких случаях маловязкое масло не подойдёт

Концепция энергосберегающего масла — защищать двигатель, сберегая при этом топливо. Но для конструктивно старых моторов, у которых допускаются более широкие зазоры между деталями, нужны масла с большей вязкостью. Именно они создадут оптимальный масляный клин в подшипниках коленчатого вала и разделят поршень с гильзой.

Маловязкие масла в таком двигателе не смогут создать достаточную плёнку между трущимися парами, что в свою очередь приведёт к задирам в цилиндрах и капремонту или замене ДВС.

Если ваш автомобиль выпущен раньше 2000 года или имеет экологический класс ниже Евро-3, об энергосберегающих продуктах лучше забыть.

Не стоит применять маловязкие масла и в конструктивно старых ДВС, даже если их техническое состояние не вызывает нареканий. Таким примером могут служить нижневальные двигатели Small-Block у Chevrolet. Хоть эти двигатели и выпускаются до сих пор, их конструкции больше 50 лет: как минимум никакой экономии топлива вы не увидите. Проще говоря, такой двигатель на маловязкое масло просто не рассчитан.

Если залить продукт 0W-20 в изношенный мотор, масляный насос может не создать нужного давления, когда масло разогреется. И это усугубит износ.

Стоит отметить, что маловязкие масла не подойдут для автомобилей с большим пробегом. Уточним, что большой пробег — это усреднённое значение. Условные 50 000 км в городском цикле могут «состарить» двигатель так же, как 100 000 км при езде за городом, где нагрузки куда меньше.

Конструкцией предусмотрено, что два основных узла — коленчатый вал и вал газораспределительного механизма — «лежат» на вкладышах-подшипниках. С увеличением пробега увеличивается и зазор между этими деталями. Для оптимальной работы требуется больше масла, чтобы обеспечить масляный клин, а также разделение вала и подшипника.

Некоторые автолюбители используют для машин с большим пробегом масла XW-40 и XW-50, чтобы компенсировать износ деталей.

Как выбрать маловязкое масло

Производители двигателей не настаивают исключительно на маловязких маслах. Выбор всегда остаётся за потребителем и за сервисной компанией, которая обслуживает автомобиль. В самых современных двигателях можно использовать и обычное полновязкое масло, если оно соответствует всем прочим спецификациям автопроизводителя либо спецификации по ACEA.

  1. Придерживайтесь допусков производителя автомобиля. Найти их можно в сервисной книжке или у официального дилера вашей марки авто.
  2. Проверьте лицензию моторного масла по международным категориям API, ACEA и ILSAC.
  3. Выберите необходимый показатель вязкости моторного масла по SAE. Он должен находиться в диапазоне, который рекомендован автопроизводителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *