Электрический стояночный тормоз как пользоваться
Перейти к содержимому

Электрический стояночный тормоз как пользоваться

  • автор:

Электронный ручник. Как им пользоваться? Разберем плюсы и минусы

Многие бренды начинают устанавливать на свои машины, так называемые электронные «ручники» (или ручные тормозы), нужны для фиксирования автомобиля на месте. Наверное, все знают, что раньше они были в основном механические, на тросиках (потянул на себя рычаг и авто зафиксировался), но сейчас от этого отказываются в пользу более продвинутых решений. Так как же работают эти электронные варианты, как им пользоваться и какие у них есть плюсы и минусы? Давайте разбираться, а для ленивых — в конце вы можете посмотреть видео версию …

Электронный ручник - как пользоваться

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Что это такое?
  • Как он работает?
  • Как пользоваться?
  • Плюсы и минусы электронного ручника
  • Мифы об электронном ручнике
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Прогресс и сюда дошел, больше никакого прикладывания грубой силы, просто нажал «кнопочку» и машина стоит как «вкопанная» — никуда не укатится. Причем отключение происходит автоматически, когда автомобиль начинает движение вперед. Давайте немного подробнее

Что это такое?

Электронный ручник – это ручной тормоз, который основан не на механических приводах (рычаг и тросик), а на электронной составляющей, простыми словами специальных двигателях, которые сдавливают задний тормозной диск и фиксируют автомобиль на месте.

Как он работает?

В принципе все просто. Зачастую его устанавливают на машинах, где сзади дисковые тормоза, а не барабанные.

ТО есть сзади есть почти такой же суппорт, как и на передней оси. НО есть небольшое отличие, сбоку прикрепляется специальный электрический двигатель, на который подается питание из бортовой сети автомобиля.

Задний суппорт

Электрический двигатель

Система можно сказать гибридная, когда вы давите на педаль тормоза, работает гидравлическая система, именно она сжимает задние колодки. НО когда вы хотите зафиксировать авто на месте, тогда подключается электрический двигатель на суппорте, он также сдавливает колодки и держит их. Благодаря чему, задняя ось надежно фиксируется.

Червячный механизм

Двигатель имеет червячный механизм (ось с резьбой), многие называют болт. Он как бы выкручивается и с силой давит на колодку. Усилие действительно большое, может держать машину на больших горках, без каких либо проблем.

Как пользоваться?

В современных авто, особенно с автоматической трансмиссией, неважно это автомат — вариатор или даже робот. Электронные ручники практически обязательны, все потому что они работают с многими современными системами, например AUTO HOLD (автоматическое удержание в пробках и светофорах).

В итоге у нас образовывается как бы три состояния работы этого узла:

  • Совмещенное с системами безопасности.
  • AUTO HOLD. Нужен в основном для АКПП. Когда включается режим «D» – DRIVE, если отпустить педаль тормоза, машина ВСЕГДА будет «ползти» (на небольшой скорости вперед). Именно AUTO HOLD автоматически фиксирует машину на месте, когда вы сильно надавите на педаль тормоза (даже при включенном режиме «D»). Это помогает особенно в больших городах, в пробках, когда постоянно нажимать на педаль тормоза, мягко сказать утомительно. А дергать селектор на АКПП в нейтраль, не всегда правильно. Про этот режим у меня будет отдельная статья.
  • НУ и последнее и что говорится по назначению. Это ручной тормоз. Расскажу, как им пользоваться.

Когда вы подъехали на автомобиле к месту стоянки (трансмиссия может быть и механическая). Вы должны перевести селектор в положение «нейтраль» (N), можно и (P) паркинг (если у вас АКПП). Далее как написано во многих инструкциях, нужно зафиксировать машину, особенно если стоит на горке. Режим «ПАРКИНГ», на больших уклонах не работает (более 20 градусов), авто может покатиться. То есть ручник, должен присутствовать ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Поднять кнопку

Вместо того, чтобы поднять рычаг стояночного тормоза, вы просто нажимаете кнопку (ну или поднимаете как у меня на KIA OPTIMA). Сзади слышите звук работы электрических моторов и все ваше транспортное средство (ТС) зафиксировано (на приборной панели загорится индикатор «ручника»).

Включен

Вот так легко и просто, не нужно упираться и «качать руки», как в ситуации с механическим вариантом.

Режим

Далее, после того как вам нужно куда то поехать, вы просто садитесь в салон, запускаете мотор, включаете первую передачу или режим «D», электронный ручник автоматически отключится. ТО есть вы его по любому не забудете отключить. Как видите все очень просто, я бы даже сказал элементарно.

Плюсы и минусы электронного ручника

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

Как видите плюсов все же больше, да и как показывает практика, ходят они долго.

Мифы об электронном ручнике

Есть «парочка» устойчивых мифов, которые активно муссируются в сети:

  • Нельзя затормозить на электронном ручнике на скорости, типа он уже не работает при 60 км/ч
  • Машину нельзя зафиксировать на месте. Скажем, чтобы задняя ось стояла, а перед шел с «буксом» (нужна для всякого типа полицейских разворотов).

И то и другое не правда. НА моей KIA OPTIMA стоит электронный ручник, достаточно эффективный. Так вот на скорости он прекрасно тормозит. НО есть определенный алгоритм. Например — когда вы подъезжаете к месту парковки, то вам достаточно один раз поднять кнопку, машина зафиксируется. НО на скорости, это действительно не работает, то есть если вы один раз поднимете (нажмете) кнопку, на панели моргнет значок ручника, но ничего не произойдет!

Вам нужно принудительно держать кнопку, то есть подняли ее и держим (или нажимаем и держим), тогда машина начнет очень эффективно тормозить задней осью.

Та же ситуация и на месте, когда вы перевели селектор в «D», то ручник действительно отключится. НО если принудительно держать кнопку, тогда задняя ось останется зафиксированной, и вы сможете пустить переднюю ось в пробуксовку.

Сейчас полезное видео смотрим.

НА этом заканчиваю свои материалы, я думаю, они были вам интересны и познавательны. ИСКРЕННЕ ВАШ АВТОБЛОГГЕР.

(15 голосов, средний: 4,87 из 5)

Что такое электронный ручник и как им пользоваться

По сути это аналог механического ручного тормоза. Последний основан на рычаге и тросике, а принцип действия в том, что при поднятии рычага тросик натягивается и тем самым блокирует задние колеса. Прикладывается сила, и больше ничего, натяжение тросика регулируется вручную.

Но прогресс дошел и до этой части автомобиля. Электронный ручник основан на небольших электродвигателях, которые крепятся к суппортам тормозов на колесах задней оси и тем самым блокируют ее. Такой ручник весьма полезен на машинах, где дисковые тормоза стоят не только на передней оси, и на задней. Именно эти двигатели заставляют колодки срабатывать не только при нажатии педали тормоза и надежно фиксируют автомобиль на одном месте.

Как пользоваться электронным ручником

Да очень просто. При нажатии педали тормоза срабатывает общая гидравлическая система, но электронный ручник включается специальной кнопкой или рычагом, в зависимости от модели машины. Выедена она на переднюю панель управления, и для постановки машины на ручник достаточно только нажать ее. При сильном нажатии ан педаль тормоза он срабатывает автоматически.

Никаких упоров в отдельный рычаг делать не нужно. В автоматических коробках передач на машинах с полностью дисковыми тормозами такой ручник ставится обязательно. Кнопку эту стоит нажимать при каждой постановке машины на длительное время, особенно если оставлять ее приходится с уклоном. На крутой горке (больше 20 градусов) режим парковки машину не спасет, а вот ручник удержит ее на месте. При переключении в режим вождения электронный ручник отключится сам, исключение составляет только вжатая в пол педаль тормоза.

Тормозить таким ручником, хоть это и нежелательно, можно и на скорости. Но при однократном нажатии кнопки он не поможет, нужно удерживать ее принудительно. В таком случае машина будет эффективно тормозить задней осью и быстро остановится.

Плюсы и минусы электронного ручника

Начнем с минусов, их не так много. Электронный ручник сложнее в конструкции, его ремонт при поломке, а также замена заднего суппорта с прикрепленным двигателем обойдется дороже, чем у обычного механического ручника. Плюс машина с такой конструкцией стоит дороже сама по себе. Есть еще небольшая вероятность повреждения проводов, ручник также не работает без штатного аккумулятора.

А вот плюсов у такой конструкции больше. Она надежнее, ведь у нет тросика, который растягивается. Да и основные колодки с диском держат надежнее, чем трос. Не нужно следить за тем, какое натяжение у троса, и нет риска забыть сняться с ручника при старте – автоматика сделает это за вас. Для постановки же достаточно просто нажать кнопку, что куда проще в сравнении с рычагом. Нет также замерзания колодок зимой после автомойки. Сам ручник совместим со многими другими электронными системами в автомобиле, что с механическим аналогом невозможно.

В заключении скажем, что электронный ручник – вещь продвинутая, надежная, легкая и удобная в пользовании. Но поставить его можно не на каждую машину, и стоит такое удовольствие при ремонте явно больше, чем подтяжка или замена тросика. Но если вы счастливый обладатель машины с дисковыми тормозами на задней оси, то он вам точно пригодится. А товары из магазина «Питстор» помогут сохранить машину в идеальном порядке длительное время!

Электронный «ручник»: как он устроен, его достоинства и недостатки

Ручной стояночный тормоз постепенно вытесняется электромеханическим, который появляется на всё большем числе автомобилей. Как он работает, в чём его отличия и преимущества перед ручным — тема нашего нового поста.

Электронный стояночный тормоз впервые появился в 2001 году на BMW 7-й серии. Сегодня он всё больше вытесняет механический «ручник». Источник: Hella

Основная задача стояночного тормоза ясна из его названия: он должен удерживать машину в неподвижности на стоянке. Помимо этого, стояночный тормоз предотвращает откатывание машины на уклоне и служит резервной тормозной системой в случае отказа рабочих тормозов.

Стояночный тормоз с электромеханическим приводом по сравнению с ручником имеет важное преимущество: его может активировать не только водитель, но и автоматика автомобиля (но лишь в строго определённых ситуациях).

Как это устроено

Привычный ручник в легковом автомобиле — это рычаг между передними сиденьями. Когда водитель его поднимает, трос, закреплённый на нижнем конце рычага натягивается. На другом конце трос соединяется с механизмом, который раздвигает колодки задних барабанных тормозов или вращает толкатель, зажимающий колодки дискового тормоза. По мере износа колодок и растяжения троса ход рычага увеличивается, поэтому периодически механический «ручник» нужно регулировать.

При изобретении электронного стояночного тормоза, как это часто бывает, конструкторская мысль у разных производителей шла разными путями, поэтому сегодня можно встретить несколько разных конструкций электрического «ручника».

Электромеханический стояночный тормоз состоит из трёх основных частей:
1) тормозного механизма;
2) тормозного привода;
3) блока управления.

Рассмотрим подробно одну из распространённых конструкций. В ней задействованы штатные тормозные механизмы, у которых изменена конструкция рабочих цилиндров. На суппорте установлен электродвигатель, который через ременную передачу приводит в действие механизм, преобразующий вращение в возвратно-поступательное движение тормозного поршня, при этом амплитуда движения поршня очень небольшая, но развиваемое на колодки давление очень значительное.

Так выглядит привод стояночного тормоза на суппорте заднего колеса Audi A6 (C6 4F 2004-2011). На Škoda, VW и других VAG’овских автомобилях узел выглядит примерно так же. Источник: скриншот видео с YouTube-канала Total Technik

Когда водитель нажимает на кнопку включения стояночного тормоза, на электромотор подаётся питание и тот вращает шпиндель внутри тормозного поршня. Гайка на конце шпинделя подаёт поршень вперёд — тормоз затягивается, а на панели приборов загорается контрольная лампа активации стояночного тормоза.

Тормозной цилиндр выделен розовым цветом. Внутри него расположен вращающийся шпиндель стояночного тормоза. Источник: Hella

После выключения стояночного тормоза мотор вращает шпиндель в обратную сторону, поршень разгружается и за счёт деформации уплотнительного кольца перемещается назад, как и после обычного торможения, — колёса растормаживаются. На электромоторе привода установлен датчик Холла, который измеряет количество его оборотов — на основании этой информации блок управления рассчитывает ход поршня и таким образом отслеживает износ тормозных колодок.

Существуют и другие конструкции приводного механизма стояночного тормоза. Например, вот такой привод приводит в действие барабанные механизмы стояночного тормоза на обоих задних колесах:

Привод электромеханического стояночного тормоза для барабанного тормозного механизма. 1 — электромотор, 2 — корпус зубчатых колес, 3 — корпус возвратных пружин, 4 — шпиндель, 5 — балансир, 6 — шкивы, 7 — тросы привода стояночного тормоза. Источник: Hella

Стояночным тормозом управляет не только водитель, но и бортовой компьютер — например, он автоматически активирует электронный «ручник» на парковке и выключает его при трогании с места.

С помощью кнопки водитель может включать и выключать стояночный тормоз, причём как при включенном, так и при выключенном зажигании. Однако растормозить машину можно только при включенном зажигании.

Что касается автоматической работы электронного «ручника», то у разных автомобилей могут быть свои алгоритмы управления. Чаще всего электронный «ручник» нельзя активировать на скорости более 8–10 км/час. Иногда бортовой компьютер следит, чтобы водитель не мог тронуться с места, не пристегнув предварительно ремень безопасности.

Преимущества и недостатки

Электронный «ручник» упрощает управление автомобилем и добавляет комфорта: нажимать кнопочку гораздо приятнее, чем дёргать за рычаг, тем более что умная автоматика во многих случаях «нажимает кнопочку» сама. Просуммируем достоинства и недостатки этого устройства.

Плюсы электромеханического стояночного тормоза:
— компактная конструкция — в салоне освобождается место, которое занимал рычаг механической системы, исчезает тросовый привод;
— автоматическая работа: электронный «ручник» предотвращает откатывание на уклоне, автоматически включается при остановке машины и отключается при трогании с места;
— надёжность: тросовый привод, создающий проблемы в механической конструкции, отсутствует, ржаветь и закисать в электронном «ручнике» нечему;
— не требует регулировки;
— каждые 500–1000 км электронный блок управления диагностирует состояние колодок.

Минусы:
— электронный «ручник» увеличивает цену автомобиля;
— сложные обслуживание и ремонт; невозможно провести диагностику своими силами, нужен квалифицированный специалист и специальное оборудование;
— теряется работоспособность при отсутствии электропитания;
— сложная и трудоёмкая процедура растормаживания автомобиля в случае неисправности.

О последнем пункте стоит сказать подробно. Если после постановки машины на стоянку электропитание по каким-то причинам пропадёт, например, сядет аккумулятор, чтобы растормозить автомобиль, придётся здорово потрудиться. Необходимо будет снять заднее колесо, получить доступ к приводу стояночного тормоза и специальным ключом его отпустить. На некоторых автомобилях с АКПП дополнительно придётся разблокировать стояночный механизм блокировки коробки. Подобная ситуация возникла у драйвовчанина Brainb6 . О том, как он с ней справился, можно прочесть в его посте.

Как обслуживать электромеханический стояночный тормоз

Здесь работает универсальное правило: следует выполнять рекомендации завода-изготовителя автомобиля.

Привод стояночного тормоза, отсоединённый от суппорта. Фото: Brainb6 / DRIVE2

Для разборки и регулировки электромеханического стояночного тормоза нужны специальные инструменты и диагностические приборы, поэтому эти операции рекомендуется проводить на СТО. Эффективность торможения стояночного тормоза также проверяют на специальном стенде.

Чтобы предупредить проблемы с электронным «ручником»:
— регулярно проверяйте на СТО состояние тормозов, износ тормозных колодок, дисков и т. д. — электронный «ручник» взаимодействует с колодками рабочей тормозной системы, поэтому его работа зависит от её состояния;
— не оставляйте машину на длительной стоянке, например, во время отпуска, с подключенным аккумулятором;
— заблаговременно изучите Руководство по эксплуатации — разберитесь, как растормаживается ваш автомобиль в случае обесточивания, и обзаведитесь необходимым для этого инструментом.

Где купить компоненты электронного «ручника»

Компания Hella выпускает компоненты тормозной системы для различных автомобилей, в том числе и для оснащённых электромеханическим приводом стояночного тормоза. Так что если вам понадобится приобрести тот или иной компонент, ознакомиться с ассортиментом запчастей для вашей машины можно в каталоге Hella Pagid Brake Systems на вкладке «расширенный поиск»:

Чтобы увидеть весь список запчастей Hella для конкретной марки или модели автомобиля, необходимо последовательно пройтись по меню: «Суппорт» — «Изготовитель» (выбрать из выпадающего списка) — «Тормозной суппорт со встроенной стояночной системой» — «ХХ продуктов найдено».

Подробные сведения о детали можно найти в её карточке:

Если известен артикул детали, его можно ввести в строку поиска. Также можно использовать поиск по модели и комплектации на вкладке «Поиск автомобиля».

Если у вас есть вопросы о работе электронного «ручника», задавайте их в комментариях — постараемся ответить.

Наша страница на DRIVE2:

Как это работает: Электронный ручник

Электрический стояночный тормоз в автомобиле: что он из себя представляет.

Электронные (электрические) ручники в автомобилях (ЕВР) начали появляться в начале 2000-х годов. Хотя этот электрический стояночный ручной тормоз самим потребителям был впринципе-то и не нужен, так как всех вполне устраивал обычный классический ручник (ручной тормоз). Зачем же автомобильные компании начали применять в машинах новую технологию такого электронного ручника? На самом деле для этого у в автопромышленников нашлись и даже были веские причины. Давайте сегодня вместе друзья узнаем, что такое электрический (электронный) стояночный ручной тормоз, как он работает и зачем он пришел в наш современный автомобильный мир.

Что же дает автопроизводителям этот электронный ручник? Во-первых, при помощи электронной системы ручника автомобильным компаниям нет необходимости размещать в салоне автомобилей громоздкий и не очень-то удобный рычаг стояночного тормоза.

Кроме того, благодаря электронному ручному тормозу производители избавились от кабельно-тросового механизма, который соединял в самом салоне этот ручник с тормозными суппортами или с цилиндрами (в зависимости от марки и модели машины), которые расположенны на задних колесах.

Где в автомобиле расположена кнопка или переключатель электронного ручного тормоза (ручника)?

Вместо огромной ручки стояночного тормоза в современных автомобилях теперь устанавливают вполне миниатюрный переключатель или просто обычную кнопку. Это позволило автопроизводителям освободить пространственное место между сиденьями на самой центральной консоли.

Получив таким образом дополнительное пространство на центральной консоли между передними сиденьями автопроизводители получили для себя больше пространства для дополнительных удобств, таких например, как держатели стаканов (подстаканники), пепельница, кнопки или колесик управления информационно-развлекательной системой (в некоторых моделях машин в этом месте появился полноценный тачпад, которым возможно стало управлять многими функциями автомобиля, как к примеру, смартфоном).

Теоретически такой переключатель или же кнопка электронного ручника может быть установлена в любом месте салона машины. Но чаще всего управление этим электронным стояночным тормозом располагается на центральной консоли между сиденьем водителя и переднего пассажира. Это место оказалось самым оптимальным для легкой досягаемости водителя.

Правда хочется здесь отметить, что в наши сегодняшние дни, такие компании как «Мерседес» и «Порше» плывут все-же против течения и размещают кнопки управления электрическим ручником совершенно в других местах. Чаще всего они устанавливаются слева от рулевой колонки и прямо под приборной панелью. Эта кнопка, как правило, обозначается литерой- «Р».

Но несмотря на ее необычное месторасположение таким электронным ручником все-равно легко управлять. Ну а это в свою очередь позволило компаниям «Мерседес» и «Порше» сэкономить определенное пространство между сиденьями машины спереди, оснастив таким образом центральную консоль еще дополнительными кнопками для других функций, которые непосредственно отвечают за уровень комфорта и удобства в автомобиле.

Как же работает этот электронный ручник?

Электронный ручник (EPB) работает при помощи отдельного специального электронного блока управления стояночным тормозом. В некоторых моделях автомобилей, в зависимости от производителя, этот электрический стояночный тормоз работает как часть функции системы контроля устойчивости.

Так что этот электронный ручник активирует электрическую систему гидравлики задней тормозной системы, в отличие от классического ручного тормоза, который использует у себя гидравлически-механическую систему. То есть, в современном автомобиле, оснащенным электронным ручником, задние тормоза активируются при помощи электричества.

В зависимости от типа, модели и марки автомобиля водитель, чтобы поставить автомобиль на электронный ручник, просто берет и смещает данный переключатель в сторону или нажимает на соответствующую кнопку в салоне машины, вот и все.

Далее кнопка или переключатель посылает сигнал блоку управления ручным тормозом, который в свою очередь передает сигнал на задние колеса, для включения гидравлически-электрических суппортов. В итоге автомобиль с помощью простого нажатия кнопки или перемещения рычажка ставится на ручник.

Чтобы выключить электронный стояночный ручной тормоз водитель в ином порядке передвигает переключатель в обратное положение или также снова нажимает на кнопку электронного ручника («Р») на панели, и тормозная система машины тут-же отжимает задние тормозные суппорта. Как видите друзья, все очень просто.

Преимущества электронного стояночного тормоза

Как мы уже упомянули ранне выше, такая система ручного тормоза освобождает пространство внутри самого автомобиля. Но это еще не все. Например, данная технология электрического ручника имеет еще и некоторые другие преимущества.

Так, к примеру, благодаря электронному управлению ручника позволило автопроизводителям автоматизировать весь процесс функций связанный с ручным стояночным тормозом. Так, в некоторых моделях автомобилей эта электроника может автоматически устанавливать и снимать транспортное средство с ручника (с ручного тормоза).

Вот например, во многих современных транспортных средствах с электронным ручником стало теперь возможным, при нажатии на педаль газа, снимать машину с ручного стояночного тормоза автоматически. Правда для этого в такой момент двери машины должны быть закрыты а сам водитель должен быть пристегнут ремнями безопасности, ну и положение коробки передач соответственно должно быть установлено в режим «Драйв». Согласитесь друзья с нами, очень удобная функция. Но без электронного ручника реализовать что-то подобное ранее было просто тяжело или практически не возможно.

С другой стороны этот электронный ручник позволил автомобильным компаниям предусмотреть в машине определенную функцию, которая позволяет включать ручник автоматически, вот например, как только откроется дверь автомобиля ремень безопасности тут-же будет отстегнут, а коробка передач автоматически будет переведена в режим «Паркинг» или на нейтральное положение.

Правда подобную опцию сегодня предлагают не все автопроизводители. Обычно подобной функцией оснащаются лишь премиальные марки автомобилей. Согласитесь друзья с нами, вполне актуальная опция, особенно для тех автомобилистов, кто забывает ставить машину на ручник.

Этот электронный ручной парковочный тормоз может также использоваться и для ряда других функций. Например, для таких функций как, система Hill Start Assist. Эта система сама автоматически включает задние тормоза когда транспортное средство останавливается на наклонной поверхности и таким образом удерживает машину предотвращая ее от скатывания, в тот момент, когда водитель перемещает ногу с тормоза на педаль газа.

Безопасность при использовании электронного ручника

В некоторых автотранспортных средствах электронный ручник также может использоваться в качестве аварийного тормоза. Так, например, при нажатии на кнопку или при удержании переключателя автомобиль начинает исполнять функцию аварийной остановки. Правда, к нашему сожалению, эта функция сегодня доступна не во всех моделях автомобилей.

К сведению, при использовании современного электронного ручника нужно соблюдать некоторые меры предосторожности. Особенно это касается технического обслуживания автомобиля. Вот например, перед какими-либо техническими работами электроника автомобиля должна быть переведена в сервисный режим, чтобы электрический стояночный тормоз не смог включиться во время проведения ремонта или обслуживания машины автоматически.

Особенно это касается тех.работ связанных с подвеской или с тормозной системой. В противном случае, если не отключить электронный ручник, это может не только повредить определенные части машины, но и может привести к серьезной травме человека, который будет проводить работы с автомобилем.

Ну а в целом электронный стояночный тормоз вполне простая и умная система. К тому же она не нуждается в своей периодической регулировке, поскольку между кнопкой (или переключателем) и задней тормозной системой нет механической связи как при обычном ручном тормозе с помощью троса, который со временем, как правило, растягивается.

Также этот электронный ручник избавил нас от архаичного постоянного дерганья ручки стояночного тормоза, когда машина ставится на ручник.

Так что друзья, несмотря на то, что автовладельцев ранее вполне и устраивал классический ручной тормоз, появление этого электронного стояночного тормоза позволило автопроизводителем существенно повысить уровень комфорта в современных автомобилях, а заодно и значительно увеличить безопасность самой тормозной системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *