Что такое монетки у велосипеда
Перейти к содержимому

Что такое монетки у велосипеда

  • автор:

Манетки для многоскоростных велосипедов (шифтеры)

Использование большого количества передач на велосипеде, позволяет передвигаться на нём с наименьшими затратами энергии, выбирая оптимальное соотношение частоты вращения педалей и усилия, прилагаемого к ним. Для управления переключением передач на велосипеде используются специальные механизмы (рычажки или ручки), называемые манетками или, иногда, шифтерами (от англ. shifter).

Типы манеток

Если заглянуть в не столь далекое прошлое, то можно увидеть, что раньше на всех многоскоростных велосипедах использовались одинаковые манетки простейшей конструкции. Теперь наблюдается значительное количество абсолютно непохожих, сложных и не очень сложных, механизмов управления переключением передач на велосипеде. Различные типы манеток перечислены ниже:

  • фрикционные;
  • индексные однорычажные;
  • триггерные двухрычажные;
  • вращающиеся ручки (Grip Shift, Revoshift);
  • совмещенные с ручками тормозов (Dual Control);
  • электрические.

Фрикционные манетки

Индексные и фрикционные манетки

Фрикционные манетки устанавливались на все многоскоростные велосипеды до 80-х годов, а также, на самые дешевые велосипеды в 90-х. Сейчас они встречаются только на старых или совсем безродных велосипедах. Конструктивно фрикционная манетка выполнена в виде рычажка, движением которого натягивается или отпускается управляющий переключателем тросик. Положение рычажка никак не фиксируется, а от произвольной смены положения он удерживается силой трения.

Сами манетки могли располагаться как на раме велосипеда, что свойственно для шоссейных и дорожных велосипедов тех лет, так и на руле, обычно на вседорожных или горных велосипедах.

Самый существенный их недостаток – невозможность быстрого и четкого переключения передач, так как рычаг может быть остановлен в любом положении. При слабой затяжке регулировочного винта, передачи могут переключаться произвольно, при сильной – необходимо прилагать значительные усилия. По мере последовательного переключения передач, рычаг перемещается все дальше и дальше, что неудобно при расположении шифтеров на руле велосипеда, но приемлемо для крепления на раме.

Индексные однорычажные манетки

Манетки в торец руля

Индексные однорычажные манетки отличаются от предыдущего типа лишь тем, что положение рычажка фиксируется специальной шайбой в нескольких позициях, когда переключатель передач находится ровно напротив соответствующей звезды. Чёткость переключения передач с такими манетками заметно выше, но назвать их очень удобными никак нельзя.

Устанавливались на недорогие горные и гибридные велосипеды в 90-х годах. Единственное их современное применение – установка в торцы руля на турингах или в торцы лежака на разделочных велосипедах.

Триггерные двухрычажные манетки

Триггерные манетки (Rapidfire plus)

На данный момент, это наиболее распространенный тип шифтеров для горных, гибридных и некоторых других многоскоростных велосипедов, исключая шоссейные. Триггерная манетка – это блок, располагающийся на руле рядом с ручкой, содержащий храповой механизм и два рычага или рычаг и кнопку, как это сделано, например, в Shimano Nexave. Одним рычагом цепь перемещается в одну сторону, другим – в обратную. После каждого переключения передач, которое происходит весьма четко, рычаг возвращается строго в то же самое положение, в котором он находился до переключения. Благодаря этому, передачи можно переключать одним пальцем, вообще не отрывая руку от руля, что удобно и актуально на дорогах со сложным рельефом, когда необходимо крепко держать руль.

Наиболее крупные производители таких манеток – Shimano с линейками манеток EZ-fire plus и Rapidfire plus и SRAM с линейкой Trigger. Есть и другие, например Sunrace. Самые простые манетки позволяют переключать по одной передаче в каждую сторону, более продвинутые – до 3 передач вниз за один ход рычага. Кроме того, на современных манетках Shimano отпускать трос можно движением соответствующего рычага в любую сторону: нажимая большим или подтягивая указательным пальцем.

Манетки типа Grip Shift

Манетки типа грипшифт (SRAM grip-shift)

Заметная часть горных и гибридных велосипедов в настоящее время оборудуется манетками в виде вращающейся ручки, наподобие мотоциклетной ручки газа. Переключение передач происходит поворотом ручки на соответствующее количество щелчков, благодаря чему можно переключать сразу несколько передач в любую сторону. Недостатком же является несколько меньшая четкость работы, чем у триггерных манеток.

Главный специалист по разработке и производству таких манеток – корпорация SRAM. Shimano производит их лишь в группе Tourney (Revoshift). Манетки SRAM могут быть выполнены как с длинной ручкой, шириной почти во всю ладонь, так и с короткой, под 1-2 пальца.

Манетки, совмещенные с тормозными ручками

Манетки, совмещенные с тормозной ручкой (Campagnolo Ergopower)

Так как традиционным рулем для шоссейного велосипеда уже много лет остаются так называемые «бараньи рога», удобно разместить манетки рядом с тормозными ручками составляет целую проблему. Именно поэтому на шоссейных велосипедах достаточно долго использовались классические однорычажные манетки, размещенные на нижней трубе рамы. Но сейчас все мировые лидеры в шоссейном оборудовании используют манетки, совмещенные с тормозными ручками (Campagnolo Ergopower, Shimano Dual Control и т. д.). Это довольно сложные механизмы, сложнее триггерных манеток горных велосипедов.

Манетки, совмещенные с тормозной ручкой (Shimano XTR 2003 (M960))

В 2003 году в Shimano решили использовать подобный принцип в верхних группах оборудовании для горных велосипедов. Манетки XTR серии M960, а позже и Deore XT и Deore LX внешне больше похожи на традиционные моноблоки для горных велосипедов, только с одной лишь ручкой тормоза или ручкой тормоза и одним рычажком. Торможение, как и обычно, происходит при нажатии на тормозную ручку в направление руля, а переключение передач ее движением в поперечной плоскости, вверх или вниз. Но успеха такие манетки почти не имели и через пару лет их производство потихоньку свернули.

Электрические манетки

Дополнительные кнопки к манеткам SRAM eTap

В последние годы, не сказать чтобы активно, но идет внедрение электрических способов управления передачами велосипеда: за счет энергии аккумулятора, передачи переключаются при помощи сервомоторов, встроенных в переключатели передач. Манетки в этом случае представляют собой обычные кнопки, подающие сигналы на блок управления и могут размещаться как на стандартных корпусах, так и в любых удобных местах, причем, они элементарно дублируются. Примером могут служить электронные системы управления переключением передач Shimano Di2, применяемые как на шоссейных, так и на горных велосипедах, SRAM eTap и Campagnolo EPS.

Другие манетки

Для управления внутренним переключением передач (планетарными втулками) могут использоваться как оригинальные манетки, так и обычные. В приводах SRAM DualDrive используются специальные манетки одноименной системы. Внешне это манетка на правой стороне руля, комбинация из вращающейся ручки и триггерной манетки.

Последнее обновление 25 мая 2016.

О горном велосипеде — Манетки SHIMANO: в чем разница между разными моделями.

Продолжая курс статей про групп-сеты от Shimano, хотелось бы поговорить о манетках. Если вы ещё не читали статью про задние переключатели , обязательно ознакомьтесь, там много интересностей.

Эта штука на руле, которая позволяет вам переключаться, называется манетка или триггер (от англ. Trigger – курок). Что в русском, что в английском языке название немного странное и, на первый взгляд, устройству не очень подходит. Указательный палец, как на курке, мы держим на тормозной ручке, а переключаемся вверх и вниз мы с помощью большого пальца. Это вполне логично и удобно, не нужно снимать палец с тормоза. Так почему триггер или манетка? Ответ на этот вопрос скрыт во мраке неизвестного.
Хотя, стоит сказать, чтоShimanoэто название весьма кстати. В самых простых линейках есть «RapidFire». Эта технология позволяет переключаться вниз (при условии использования в вашем переключателе стандартной системы сброса скоростей) указательным пальцем.
В более старших линейках есть технология «2 Way Release». Она уже позволяет переключаться одним как большим пальцем или с помощью указательного пальца.
Так же хотелось бы обратить внимание на тип крепления манетки к рулю. Здесь не так сложно, как с переключателямиSRAM, но запутаться можно. Если с обычным хомутом для руля всё понятно, то сIspecдела обстоят чуть сложнее.
IspecA– есть зацеп, крепится на хомут тормоза;
IspecB– нет зацепа, крепится на хомут тормоза;
О горном велосипеде: Манетки SHIMANO: в чем разница между разными моделями.
IspecII– крепится под зажим тормоза.
О горном велосипеде: Манетки SHIMANO: в чем разница между разными моделями.
Но вернемся к нашим баранам манеткам. Очевидно, что, как и переключатели, они делятся на групп-сеты. Само словосочетание групп-сет подразумевает под собой группу компонентов, вот в эти группы и входят манетки, переключатели, тормоза, шатуны, втулки, кассеты, цепи, роторы, и что ещё взбредет в светлую голову производителя.
Актуальная линейка манеток идентична линейке задних переключателей:

  1. Tourney
  2. Altus
  3. Acera
  4. Deore
  5. SLX
  6. Zee
  7. Saint
  8. XT
  9. XTR
  10. Di2

О горном велосипеде: Манетки SHIMANO: в чем разница между разными моделями.

Tourney TX50


Это самый простой групп-сет. Можно встретить много вариаций манеток этой линейки, даже совмещенных с тормозными ручками, но основной является ТХ50. Индикаторы напоминают датчики приборной панели какого-то автомобиля, что выглядит забавно. Признаться, автор этих строк в далекие-далекие годы пользовался манетками ТХ30, и они оставили только самые хорошие впечатления. Свои деньги они отрабатывают по полной!
+ Цена $10;
+ Легко достать;
+ Вес: 220г за пару;
– Устаревший дизайн;
– Нет RapidFire;
± Индикация;
Количество звезд спереди: 3;
Количество переключений большим рычагом за раз: 3;
Количество переключений малым рычагом за раз: 1;
Количество звезд сзади: 6 или 7 (зависит от модели).

О горном велосипеде: Манетки SHIMANO: в чем разница между разными моделями.

Altus M370


Вторая линейка от Shimano. Что забавно, в таком простом групп-сете уже есть система RapidFire. Хомут для руля – алюминиевый, в остальном манетка из пластика и стали.
Модельный ряд представлен от относительно самой простой M310 на 7 скоростей:
До М370 на 9:
+ Цена $30;
+ Легко достать;
+ Вес: 240 грамм за пару;
+ RapidFire;
± Индикация;
– Обычный дизайн;
Количество звезд спереди: 3;
Количество переключений большим рычагом за раз: 3;
Количество переключений малым рычагом за раз: 1;
Количество звезд сзади: 7, 8 или 9 (зависит от модели).

О горном велосипеде: Манетки SHIMANO: в чем разница между разными моделями.

Acera M390


Как и с задними переключателями, манетки Acera практически идентичны по внутреннему устройству, и только немного отличаются дизайном. Цена по чуть-чуть начинает расти.
+ Цена $60;
+ Легко достать;
+ Вес: 240 грамм за пару;
+ RapidFire;
± Индикация;
– Обычный дизайн;
Количество звезд спереди: 3;
Количество переключений большим рычагом за раз: 3;
Количество переключений малым рычагом за раз: 1;
Количество звезд сзади: 8 или 9 (зависит от модели).

О горном велосипеде: Манетки SHIMANO: в чем разница между разными моделями.

Deore M610


Как и с переключателями – это стартовая линейка для горных велосипедов. Не удивительно, что здесь уже есть 2 Way Release. Доступна обычная версия с креплением на руль и индикацией скоростей и версия под «Ispec A» с креплением на тормоз и без индикаторов. Многим индикаторы сильно не нравятся, так что, если хотите минималистичный дизайн, то эта версия для вас.
+ Легко достать;
+ Вес: 275 грамм за пару;
+ RapidFire;
+ Минималистичный дизайн;
– Цена $80;
Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели);
Количество переключений большим рычагом за раз: 3;
Количество переключений малым рычагом за раз: 1;
Количество звезд сзади: 9 или 10 (зависит от модели).

О горном велосипеде: Манетки SHIMANO: в чем разница между разными моделями.

SLX M7000


Манетки SLX уже бывают на 11 скоростей, хотя доступны варианты на 10 скоростей. Внешне они мало чем отличаются (кроме моделей с индикаторами), поэтому будьте внимательны при покупке и заказывайте правильную версию. Основные материалы – это алюминий и пластик.
+ Вес: 270 грамм за пару;
+ RapidFire;
+ Минималистичный дизайн;
– Цена $80;
Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели);
Количество переключений большим рычагом за раз: 3;
Количество переключений малым рычагом за раз: 1;
Количество звезд сзади: 10 или 11 (зависит от модели).

О горном велосипеде: Манетки SHIMANO: в чем разница между разными моделями.

Zee M640


Относительно бюджетные манетки для гравити-дисциплин, скоростного спуска и фрирайда. Бывают только правые манетки для заднего переключателя на 10 скоростей.
+ Вес: 143 грамма;
+ RapidFire;
+ Минималистичный дизайн;
+ Цена $40;
Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели);
Количество переключений большим рычагом за раз: 3;
Количество переключений малым рычагом за раз: 1;
Количество звезд сзади: 10.

О горном велосипеде: Манетки SHIMANO: в чем разница между разными моделями.

Saint M820


Премиум-сегмент для скоростного спуска и фрирайда. Как и в варианте с Zee бывают только правые манетки для заднего переключателя на 10 скоростей. Но есть и отличия, внутри манетки есть промподшипник, который позволяет переключаться вверх плавнее и легче. Композитный рычаг для переключения вверх.
Также – это первая манетка, которая позволяет переключаться на 2 передачи вниз за одно нажатие. Рычаги переключения удлинены на 5мм по сравнению с линейками SLX/XT/XTR.
Всякие I-Spec тоже есть, будьте внимательны.
+ Вес: 120 грамм;
+ RapidFire;
+ Минималистичный дизайн;
– Цена $75;
Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели);
Количество переключений большим рычагом за раз: 3;
Количество переключений малым рычагом за раз: 2;
Количество звезд сзади: 10.

О горном велосипеде: Манетки SHIMANO: в чем разница между разными моделями.

Deore XT M8000


XT – это предтоповое решение от SHIMANO. 11 скоростей, все виды I-Spec, приятный алюминиевый рычаг для повышения передач. Причем, в этой версии количество переключения большим рычагом увеличилось на одну передачу. Даже искушенный покупатель останется доволен.
+ Вес: 265 грамм за пару без индикаторов;
+ RapidFire;
+ Минималистичный дизайн или дизайн с индикаторами на выбор;
– Цена $150 за пару, $75 за заднюю;
Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели);
Количество переключений большим рычагом за раз: 4;
Количество переключений малым рычагом за раз: 2;
Количество звезд сзади: 11.

О горном велосипеде: Манетки SHIMANO: в чем разница между разными моделями.

XTR M9000


Премиум сегмент. Только алюминий, титан и композитные материалы. Минимальный вес, максимальная цена. Промподшипник внутри.
+ Вес: 224 грамма за пару;
+ RapidFire;
+ Минималистичный дизайн;
– Цена $200 за пару;
Количество звезд спереди: 2 или 3(зависит от модели);
Количество переключений большим рычагом за раз: 4;
Количество переключений малым рычагом за раз: 2;
Количество звезд сзади: 11.

Di2
О горном велосипеде: Манетки SHIMANO: в чем разница между разными моделями.
Манетка Di2 одинакова для моделей XT и XTR. В связке со специальным дисплеем она управляет передним и задним переключателем. В дисплее куча наворотов, вплоть до связи с навороченными велокомпьютерами Garmin или любыми-другими с технологией ANT+.
Цены – космические, $120 за манетку и $160 за дисплей.
О горном велосипеде: Манетки SHIMANO: в чем разница между разными моделями.
Вот и закончился парад манеток от SHIMANO. В дальнейшем мы расскажем вам про конкурентов из SRAM и поговорим на другие интересные темы, оставайтесь с нами!

Манетки | Типы манеток

Манетки | Типы манеток

Если вы катаетесь или выбираете велосипед, то вы наверняка уже не раз слышали слово «Манетки». Что же это такое, и какие манетки существуют?

Манетки — это устройство, которое крепится к рулю (раньше крепилось на раму) и позволяет переключать передачи, простым языком — это то, на что вы нажимаете или крутите, чтобы переключить передачу. Манетки часто называют шифтерами т.к. на английском они называются Shifters — переключатели, манетки. Так что, если услышите это название, не удивляйтесь.

Существует три принципиально разных типа манеток:

  • рычажковые (клавишные), так называемые грип-шифт (grip-shift);
  • манетки;
  • манетки дуал — контрол (Dual-Control).

Манетки grip-shift

Грип-шифт (grip-shift) — это манетки вращательного типа, как ручка газа в скутере или мотоцикле. Первым, кто начал выпускать такие ручки, была компания Sram. Относительно недавно Shimano тоже начали делать такие ручки, но называются они RevoShift.

Манетки дуал-контрол (dual-control) — относительно новая система, принцип работы в том, что переключение осуществляется при помощи тормозной ручки. Если нажимать на ручку как обычно — она работает как тормоз, если двигать ее вниз-вверх то происходит переключение. Эти манетки можно отнести к рычажковым.

Манетки Dual control

Рычажковые или их еще называют клавишные, они разделяются на несколько типов:

  • манетки «под большой палец» — сегодня они практически не используются. Система простая — один рычажок, который переключает передачи вперед и назад, крепится на хомут. Система уровня Tourney. Пример — шимано SL-TY22

Рычажковые манетки

  • шимано рапид-файр (rapid-fire) — это самый распространенный тип манеток, Пример — любые манетки Деор или Аливио (после 1997 года). Система имеет два рычажка, которые расположены снизу, один рычажок для большого пальца, второй — для указательного.

Манетки rapid-fire

Так же существует более дешевая модификация — шимано изифайр плюс (EZ fire plus) Сбрасывающий рычажок расположен сверху. Система является моноблочной т.е. совмещена с тормозными ручками. Встречается в группах Acera, Altus, Tourney.

Манетки EZ fire plus

  • Триггерные (trigger) манетки — выпускаются только компанией Sram. Основным отличием от Shiman-овских — это принцип управления. Оба рычажка расположены снизу, сброс и подъем осуществляется при помощи большого пальца.

Манетки trigger

Преимущества и недостатки манеток.

Главным преимуществом рычажковых манеток является надежность и безопасность, по сути, вы не держитесь за механизм переключения, а нажимаете на него только тогда, когда вам это действительно нужно т.е. отсутствует «случайное переключение», также клавишные манетки легче переключить в дождь или если рука вспотела (не проскальзывает).

Манетки дуал — контрол (Dual-Control). Минус — это конечно цена, по большей части, они ни чем не отличаются от обычных рычажковых манеток. Задумка и реализация, конечно, классная.

Если вы хотите купить манетки или поменять, обращайтесь в наш веломагазин.

+375 (29) 335-09-09
г. Минск, ул. Ложинская, 23
Пн-Вс 10:00 — 20:00

ИП Липский К.Р. УНП191879815, зарегистрирован в торговом реестре 27 января 2015 Администрацией Фрунзенского района г.Минска. Юр. адрес: г.Минск, ул. Туровского, 26

Манетки: тип манеток, устройство манетки, триггерные манетки

Велодни…Ни дня без велосипеда!

Велодни…Ни дня без велосипеда!

Недавно с братом спорили, какие переключатели скоростей лучше. На самом деле это вовсе не переключатели, а манетки! Причем существует несколько типов манеток различного устройства. Об этих удивительных штуках я и хотел бы вам сегодня рассказать, а заодно и открыть новую рубрику! Следите за обновлениями блога, чтоб быть в курсе событий!

Манетки

Мане́тки, шифтеры (англ. Shifters)

Мане́тки, шифтеры (англ. Shifters) — в современных велосипедах специальные устройства, крепящиеся к рулю (раньше крепились на раму) и позволяющие переключать передачи. Смена передач осуществляется, как правило, путём передачи усилия с манеток через тросиковый привод на переключатели, изменяющие положение цепи на звёздах с целью изменения передаточного отношения. В случае, если велосипед оборудован двумя переключателями передач (передним и задним), на руль устанавливается две манетки, причём, как правило, манетка, устанавливаемая под левую руку, «отвечает» за передний переключатель, а устанавливаемая под правую руку — за задний. Также манетки могут приводить в действие механизм переключения передач, интегрируемый в заднюю втулку велосипеда.
Первоначально манетки носили фрикционный характер, и тросик, натянутый в нужной степени, обеспечивающей переброс цепи на нужную звезду, приходилось фиксировать гайкой или иным способом. Серьёзный прогресс в этой области был достигнут с изобретением индексного метода переключения передач, когда в манетку стали встраивать храповой механизм.

Устройство манетки:

Что представляет из себя любая манетка?
Оказывается конструкция их сложна всего лишь на первый взгляд. Разобрав манетку, вы всё сразу поймете.

устройство манетки

Чаще всего используется следующий механизм: На блок 4) наматывается (или сматывается с него) 3) тросик 2) тянущий (или позволяющий двигаться) переключатель скорости (суппорт), блок закрепляется фиксатором 5)представляющим из себя трещетку. Конструкция должна быть так отлажена, чтобы один щелчок соответствовал переключению скорости. Ручкой манетки 1) мы передвигаем подвижный блок. Вот и вся конструкция!

Тип манеток

По конструкции можно выделить три основных типа манеток — триггерные манетки (где переключение осуществляется путём нажатия на рычажки), «грипшифт» (англ. GripShift), где переключение осуществляется путём поворота рукоятки вокруг руля и т. н. «дуал-контрол» (англ. Dual-Control) — здесь велосипедист переключает передачи путём поворота тормозных ручек в плоскости, перпендикулярной плоскости их (ручек) хода для совершения торможения.
Также манетки разделяются в зависимости от количества передач, переключение между которыми они обеспечивают.
Таким образом выделяют такие типы манеток:

  • фрикционные;
  • индексные однорычажные;
  • триггерные двухрычажные;
  • типа grip-shift (вращающаяся ручка);
  • совмещенные с ручками тормозов (dual control);

Триггерные манетки

В таких манетках управление перемещением троса осуществляется с помощью 1-2 рычагов и кнопок, расположенных рядом с грипсами.

Варианты исполнения:

  • EZ-Fire Plus — манетки Shimano низкого уровня с рычагом под рулем и кнопкой над рулем. Натягивание троса делается большим пальцем, сброс — указательным, с помощью кнопки.
  • Rapidfire — манетки Shimano высокого уровня с рычагом и кнопкой, расположенными под рулем. Натягивание троса осуществляется большим пальцем, сброс — указательным или большим (в старых сериях — только указательным).
  • Trigger:
    1. Старые манетки SRAM низкого уровня с одним рычагом, размещенным под рулем. Натягивание троса осуществляется большим пальцем, сброс — указательным.
    2. Современные манетки SRAM с рычагом и кнопкой, размещенными под рулем. Натягивание и сброс троса осуществляются большим пальцем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *