Что такое си би диапазон
Перейти к содержимому

Что такое си би диапазон

  • автор:

Что такое СиБи связь 27МГц?

Си-Би или латинскими CB — представляет собой аббревиатуру от латинского словосочетания «Citizen Band» (англ: «Гражданский диапазон»). Своим возникновением и названием обязан Соединенным Штатам Америки, где впервые, диапазон 27 МГц был выделен для свободного общения в радиоэфире. В 1957 году в США был принят закон, который регламентировал введение нового класса лицензий – класс D Citizen’s Band на пользование радиостанций в диапазоне 27МГц. Эту дату принято считать рождением гражданской СВ радиосвязи. Многие легковые автомашины, и почти все грузовики в Америке 60-80х годов были оборудованы радиостанциями, и СВ победоносно шагал по миру как самое демократичное и доступное средство гражданской радиосвязи. И в настоящее время гражданская Си-Би радиосвязь развивается, оставаясь незаменимым средством связи для профессиональных водителей, путешественников и организаций, нуждающихся в дешевой оперативной радиосвязи, а большинство известных производителей магистральных тягачей, междугородных автобусов, транспорта для туризма, устанавливают станции 27 МГц на производимую ими технику прямо на конвейере заводов. В СССР Си-Би радиосвязь появилась после решения Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) СССР от 30-го декабря 1988 года. Тогда этим решением было разрешено использование частот Си-Би диапазона для личных целей, но радиостанцию требовалось зарегистрировать в органах ГКРЧ. В 1994 году ГКРЧ были приняты ещё некоторые положения, которыми регламентировалась максимальная мощность передатчиков для Си-Би радиосвязи – 10 Вт, был передан в частное пользование диапазон от 27,415 до 27,855 кГц, ранее бывший служебным. Также, на уровне законодательства был закреплён канал экстренной связи – 9-ый с частотой 27,065 кГц. Он предназначается для связи с разными службами и в разнообразных экстренных ситуациях. Постановлением Правительства РФ №837 от 13.10.2011г. была отменена регистрация автомобильных станций, работающих в диапазоне 27 МГц с выходной мощностью передатчика до 10 Вт. Так, возможность купить и свободно пользоваться в личных целях радиостанцией Си-Би диапазона появилась у каждого нашего соотечественника.

Что ещё слышно в радиоэфире? Связь на СиБи

Представьте ослепительное солнце Аризоны, белоснежные пески и марево над дорогой. По дороге едут огромные грузовики. Издали они выглядят как игрушечные, но это только издали. Их ведут бесстрашные «дальнобойщики», которые объявили войну коварному шерифу.

Любовная линия обозначена пунктиром. Широкими мазками нарисованы драки и погони. И ничего бы этого не было, если бы у героев фильма отсутствовала радиосвязь.

Все постоянно были на связи: и водители, и полицейские, и трактирщики, и даже помощник губернатора штата Нью-Мексико. В Советском Союзе такого не было…

▍ Сорок лет спустя

То, что сорок лет назад воспринималось как фантастика, в наших реалиях давно стало обыденностью. CB (произносится «СиБи», Citizen Band, гражданская связь) прочно вошла в нашу жизнь. Достаточно выехать «на трассу» и настроиться на «шофёрский диапазон».

Тон задают «дальнобойщики»: практически у каждого из них есть СиБи-радиостанция, настроенная на частоту 27135 кГц. Исторически сложилось, что на этом канале все работают амплитудной модуляцией (АМ).

Работа частотной модуляцией (ЧМ, FM) более эффективна, но работу ЧМ поддерживают не все выпускаемые промышленностью радиостанции.

Езда «по трассе» с настроенной на «шофёрский диапазон» радиостанцией даёт ряд преимуществ. Дальность связи «на трассе» зависит от рельефа местности и составляет 5 – 15 км. Этого хватает, чтобы проинформировать находящихся рядом водителей об опасности, позвать на помощь или сообщить о встреченной патрульной машине. Те, кто в зоне «радиовидимости», услышат. Если информация важная, её передадут дальше.

Правила поведения на «шофёрском диапазоне» достаточно свободные. Коммерческие сообщения на СиБи запрещены, но автоинформаторы всяких придорожных заведений в эфир выходят регулярно. В эфире может проскакивать и мат, а вот до оскорблений дело не доходит: мало ли что может на трассе случиться.

«Дальнобойщики» хорошо знают дорожную обстановку: они и сидят выше, и глядят дальше. Обстановкой они делятся не только с другими суровыми профессионалами, но и с автолюбителями, которые на «шофёрском диапазоне» хоть и гости, но прослушивать эфир никому не запрещено.

▍ Авторадиоклубы

Иметь радиостанцию и не выходить в эфир – сущая пытка. Поэтому автолюбители, у которых есть радиостанции, объединяются в авторадиоклубы (АРК).

Клубная активность подразумевает общение и совместное времяпровождение. АРК объединяют людей, увлекающихся и автомобилями, и радиосвязью.

При покупке нового оборудования можно уложиться в 10 тысяч рублей, если покупать радиостанцию и антенну в салоне связи. Там же могут оказать помощь в подключении и настройке. Кроме того, есть большой рынок подержанного оборудования и помощь товарищей по клубу.

На фото ниже одна из «рабочих лошадок» российского СиБи – радиостанция MegaJet MJ-600Plus:

Участник АРК выбирает себе уникальный позывной и при работе в эфире неукоснительно соблюдает несложные этические нормы и правила:

  • перед выходом в эфир убедиться, что никому не мешаешь;
  • в эфире быть кратким, чётким, говорить по существу;
  • периодически сообщать свой позывной;
  • быть корректным и вежливым: канал может слушать кто угодно.

Подъёму движения АРК способствовала отмена разрешений на покупку и использование на территории России СиБи-радиостанций мощностью до 4 Ватт согласно постановлению Правительства РФ от 13.10.2011 №837.

Возможность купить и пользоваться СиБи-радиостанцией без лицензии не означает, что СиБи-связь находится вне правового поля.

▍ Правовое регулирование СиБи в России

ВНИМАНИЕ! Перед покупкой радиостанции и антенны нужно убедиться, что их характеристики соответствуют действующим нормативным документам.

На территории РФ разрешена безлицензионная работа СиБи-радиостанций с выходной мощностью до 4 Ватт при работе АМ и ЧМ, и до 12 Ватт при работе однополосной модуляцией (SSB), в диапазоне от 26960 до 27410 кГц (по центральным частотам каналов) за исключением каналов с центральными частотами 26995, 27045, 27095, 27145 и 27195 кГц.

Коэффициент усиления антенно-фидерного устройства (АФУ) ограничен значением 1,73 дБи. Это достигается укорочением длины активного вибратора четвертьволновой вертикальной антенны (около 2,7 м) до значений, не превышающих 2 м.

▍ Нельзя так просто взять и разрешить СиБи в СССР

СиБи-радиосвязь в СССР была разрешена в 1988 году. Событие это оставалось малозамеченным до выхода разгромной статьи Б.Г. Степанова (UW3AX) в журнале «Радио», №1, 1991. Статья заслуживает чтения целиком: Начало статьи. Продолжение статьи.

Статья называлась «Можно + Если = Нельзя», и в ней говорилось об обычной для тех времён практике, когда каждое послабление сопровождалось невыполнимыми условиями:

  • для покупки радиостанции для СиБи нужно было официальное разрешение;
  • купить радиостанцию было практически невозможно;
  • самостоятельное изготовление радиостанций для СиБи не разрешалось;
  • выделенный в СССР для СиБи частотный план, не совпадал с частотным планом, принятым в Европе;
  • ввоз и использование радиостанций иностранного производства был из-за этого весьма проблематичен.

▍ Как всё это начиналось в США

СиБи-радиосвязь как класс зародилась в США. Связь по радио за пределами городов долгое время не имела никакой альтернативы. Если для судов и самолётов наличие радиостанции было чуть ли не обязательным условием, то для водителей всё было намного печальней: помощи на длинных пустынных трассах можно было и не дождаться.

После Второй Мировой войны в США началось движение за доступность радиосвязи для гражданских лиц. Опытным путём энтузиасты пришли к выводу, что наиболее удобным диапазоном для СиБи является диапазон 11 метров (27 МГц).

Диапазон 11 метров находится на верхней границе коротких волн. Для эффективной работы на этом диапазоне достаточно вертикальной антенны с длиной вибраторов около 2,7 м, что даёт преимущества над использованием более низкочастотных диапазонов.

Радиоволны диапазона 11 метров могут отражаться от ионосферы и могут эффективно огибать препятствия с размерами менее 5 метров, что даёт преимущества над использованием более высокочастотных диапазонов.

Документально использование СиБи в США было закреплено только в 1957 году. Наибольшую популярность СиБи-радиосвязь получила у автомобилистов. Пик развития пришёлся на конец 70-х, что очень наглядно продемонстрировано в фильме «Конвой».

С развитием доступной мобильной телефонной связи СиБи стала терять популярность, но использование СиБи не прекратилось.

От автора

Увлечение радио и электроникой уже более ста лет объединяет энтузиастов. Связь на СиБи – одна из таких объединяющих людей ниточек.

Купить СиБи-радиостанцию – один из самых простых и коротких путей в эфир. Далее – по обстоятельствам. Радиолюбительство очень разнопланово, можно выбрать то, что нравится.

Нравится просто работать в эфире, можно остановиться на СиБи. Хочется спортивных достижений, сдайте несложный экзамен на позывной. Хорошо ориентируетесь на местности, займитесь «охотой на лис» (спортивным радиоориентированием). Нравится конструировать, включайте паяльник.

А главное, найдите таких же увлечённых людей, общайтесь с ними. С Днём радиолюбителя!

Что такое си би диапазон

  • О компании
    • Миссия компании
    • История компании
    • Цели и задачи
    • Бренды и сертификаты
    • География
    • Партнеры
    • Новости
    • Контакты
    • Для потребителей
    • Для профессионалов
    • Аксессуары
    • Сертификаты
    • Где купить
    • Интернет магазин
    • Прайс-листы
    • Закрытый форум для дилеров
    • Техническая информация для дилеров
    • Руководства по техобслуживанию (Service Manuals)
    • Схемы
    • Сервисное обслуживание
    • Регистрация товара
    • Техподдержка
    • Инструкции по эксплуатации
    • Видеоинструкции
    • Форум
    • Статьи
    • Полезно знать
    • Конфиденциальность
    • Условия использования сайта
    • Уведомление о праве использования личных данных
    • Информация о сайте
    • Сервисное обслуживание
      • Услуги сервисного центра
      • Порядок обращения и необходимые документы
      • Адреса сервисных центров
      • Задать вопрос специалисту
      • Просмотреть FAQ
      • Предложение по улучшению и модификации
      • Программное обеспечение

      Немного про СиБи связь.

      Немного про СиБи связь.

      Немного про СиБи связь.

      Данный текст мы подготовили для тех, кто впервые решил использовать радиосвязь для каких-то своих целей. Для примера возьмем востребованный сейчас вариант использования СиБи радиосвязи на дорожных просторах. Начнем с простого понимания что это такое и его составные части.

      Любая радиосвязь подразумевает наличие приемо-передающего устройства и антенны. В нашем случае это возимая (или носимая) радиостанция СиБи диапазона и антенна.
      Почему «СиБи» (СВ)? Это дань аббревиатуре «Citizen Band» — Гражданский диапазон, т. е. частоты для работы на которых не требуется какого-либо разрешения.
      Начиналось все с 40 каналов, частоты с 26.965МГц до 27.405МГц, с шагом в 10КГц (иногда 20). Такими 40-канальными станциями оснащались большие грузовики, которые «гоняли» по всему миру. Потом диапазон частот расширили, и в некоторых странах (в России тоже) разрешенными стали 400 каналов (10 сеток (от А до L) по 40 каналов) с частотами от 25.615МГц до 30.105МГц.

      Сама передача и прием радиосигнала имеют еще один важный (для общего понимания) параметр — это вид модуляции. В СиБи связи их два: Частотная (FM) и Амплитудная (АМ). Кстати, первые «40-каналки» имели только АМ модуляцию.
      Еще один важный параметр — это выходная мощность. Стандартно это 4Вт (W), но есть страны, где разрешена мощность только 1Вт. В России де-факто используют радиостанции с 4 и 10Вт. Перечисленные три параметра: частота, модуляция и мощность, в разных странах, имеют различные ограничения — поэтому их надо четко знать и понимать.

      Еще один нюанс! Заметили, мы указали частоты с окончанием на «5» ! Но, есть такие же каналы, совсем рядом, с окончанием на «0» — например, канал 15D — 27.130МГц и 27.135МГц.
      Понятно, что для осуществления сеанса радиосвязи, на радиостанциях обоих абонентов должны быть установлены одинаковые параметры: частота (канал), модуляция и CTCSS* тон, если он используется (есть радиостанции, оснащенные этой «функцией»).
      *CTCSS тон — это низко-частотный сигнал (от 67 до 254 Гц), который передается вместе с основной частотой канала. Он используется системой шумоподавления радиостанции, для более эффективной работы.

      Система шумоподавления нужна для того, чтобы радиостанция принимала только полезный (с использованием CTCSS и только «свой») сигнал и не принимала эфирный шум.
      Существуют «ручной» и «автоматический» режимы работы шумоподавителя. За автоматический отвечает автоматика, за ручной — сам пользователь, настраивая уровень ручкой. Автоматический удобен, а ручной позволяет точно настроить порог срабатывания, что полезно для приема «слабых» сигналов.

      Теперь про антенну.
      Напрасно некоторые думают, что антенна это так, «бесплатное» приложение к радиостанции! Антенна — это очень важная часть радиосвязи! Есть такое понятие как «эффективность» антенны, ведь антенна может «усиливать» сигнал, причем, в обе стороны — при приеме и при передачи сигнала! Но, для этого нужна антенна «правильной» конструкции — и это отдельно большая тема.

      Как правило, для авто мы имеем антенну типа «вертикальный штырь». Антенны есть магнитные, врубные, короткие, длинные — на любой вкус. Кроме того, антенна должна быть настроена на рабочую частоту. Настройку антенны можно сравнить с работой крана, в системе водоснабжения : или он полностью открыт (это идеально), или прикрыт (часть энергии радиоволны не проходит), или течет (тоже потеря энергии волны). Саму настройку возможно сделать только при наличии соответствующего прибора и квалификации исполнителя.
      Для практического использования важно также размещение антенны, в нашем случае на автомобиле. От этого зависит так называемая «диаграмма направленности» антенны. Проще говоря как антенна распространяет радиоволну в пространство. Идеальное место — это центр металлической крыши авто (помните, что есть авто и с пластиковой крышей). Причем, антенна не должна закрываться багажом, тем более какими-либо металлическими элементами. В этом случае волна распространяется равномерно по кругу.

      И в заключение, немного про питание. Автомобильные радиостанции питаются от борт сети авто (12В), но не забывайте, что есть авто, у которых борт сеть это 24В. Для таких авто нужен преобразователь напряжения с 24В на 12В (правильный и лучший вариант). Но и само подключение даже к 12В должно делать правильно, дабы не получить неприятности с борт сетью, а такое бывает.

      Что такое гражданский диапазон (Си-Би)? Его особенности, преимущества и недостатки

      Рация Vector VT-27 Lux

      Гражданский диапазон, или Си-Би, – это диапазон на коротких волнах 27 МГц, для работы в нем не нужна лицензия. Связь в гражданском диапазоне доступная для всех, ее можно использовать с любых устройств, работающих в Си-Би. Рация Vector VT-27 Lux, работающая в гражданском диапазоне Си-Би.

      Где применяется диапазон Си Би?

      В гражданском диапазоне 27 МГц работают разные по назначению рации – автомобильные, туристические, портативные, мобильные. Наиболее часто им пользуются дальнобойщики. Си-Би позволяет обеспечивать хорошее качество сигнала на дальних расстояниях. Но чтобы оно было отличным, необходимо использовать мощные приемные антенны.

      Особенности гражданского диапазона

      Дальность радиосвязи напрямую зависит от антенны. Препятствия, которые встречаются на трассе, не вызывают сильное ухудшение связи. А маломощная и малоэффективная антенна может просто не суметь поймать сигнал. Максимальная дальность связи штатной рации в условиях города при наличии хорошей антенны составляет 5 км. За городом при движении по трассе она увеличивается до 15 км.

      Преимущества гражданского диапазона

      • Эти волны огибают препятствия, однако их дальность при этом сокращается. Они могут работать в разных условиях – на трассе, в городе. Причем лес не препятствует ухудшению связи. Он незаметен для Си-Би, волны с легкостью проходят сквозь него.
      • Для приема сигнала можно установить базовую антенну и тем самым улучшить качество связи.
      • Доступность связи в диапазоне Си-Би. Разрешающих документов не требуется, при наличии устройства приема-передачи (радиостанции) можно в любой момент воспользоваться.

      Недостатки гражданского диапазона

      • Дальнее прохождение связи – привычное явление для диапазона. Это значит, что даже при максимальном расстоянии работы прибора 15-20 км можно поймать сигнал, посланный за 500-2000 км. Причина в том, что связь обеспечивается отражением волн от слоев ионосферы. Дальность сигнала больше днем, чем ночью, т.к. ночью отсутствует солнечное излучение. Зимой, когда лучи становятся длиннее, больше шансов поймать волну с более дальнего расстояния. При этом качество сигнала дальних волн может быть даже лучше, чем отправленных с 2-3 км. От этой особенности никуда не деться. На нее оказывает влияние магнитное состояние Земли и солнечная активность.
      • В условиях города дальность приема сигнала падает до 5 км. Это объясняется тем, что волны плохо проходят через различные препятствия. Здания, транспорт, сооружения поглощают их.
      • Связь с объектом в замкнутом пространстве, а также при нахождении объекта в помещении с отверстиями, недостаточными для прохода радиоволн, невозможна. Рация не будет работать в бункерах, подвалах, бомбоубежищах.

      Гражданский диапазон позволяет обеспечить связь на открытых пространствах. Чаще всего он используется дальнобойщиками, на трассе позволяет покрывать максимально возможное расстояние, заявленное в характеристиках рации. Несмотря на недостатки, диапазон 27 МГц довольно популярен. Си-Би используют рации: MEGAJET-555, MEGAJET-600 TURBO, MEGAJET-600.

      Купить рацию гражданского диапазона вы можете в нашем каталоге рациостанций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *