Электросамокат как транспортное средство 2022
Перейти к содержимому

Электросамокат как транспортное средство 2022

  • автор:

МВД разъяснило новые правила езды на электросамокатах

МВД разъяснило новые правила езды на электросамокатах

Москва. 1 марта. INTERFAX.RU — В МВД России разъяснили требования к тем, кто использует средства индивидуальной мобильности, в связи с тем, что с 1 марта эти средства включены в Правила дорожного движения.

Представитель ведомства Ирина Волк рассказала, что электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные устройства получили особый статус — средств индивидуальной мобильности (СИМ): «К ним относятся транспортные средства, имеющие одно или несколько колес или роликов, которые предназначены для индивидуального передвижения с использованием двигателя».

По правилам, дети до семи лет могут передвигаться на средствах индивидуальной мобильности в сопровождении взрослых и только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам. Детям в возрасте от семи до 14 лет доступны также зоны, выделенные для велосипедистов, и присутствие взрослых необязательно. С 14 лет на СИМ разрешено ехать по правому краю проезжей части.

Максимальная скорость движения на СИМ — 25 километров в час. Если оно не тяжелее 35 кг, на нем можно ездить по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, продолжила Волк.

На электросамокатах любой массы разрешается ездить по правому краю проезжей части автодорог, если человек старше 14 лет. Это возможно только на участках дорог с ограничением максимальной скорости до 60 км/ч, на которых разрешено движение велосипедистов.

«При этом такие транспортные средства должны иметь тормозную систему, а также передние и задние фары белого и красного цвета соответственно», — отметила Волк.

На пешеходных дорожках и тротуарах приоритет отдается пешеходам, и там пользователи СИМ должны рассчитывать свою скорость и не создавать помех для других, напомнили в МВД.

На обычные роликовые коньки новые правила не распространяются. Люди на роликах по-прежнему считаются пешеходами, отметила Волк.

С 1 марта следующего года электросамокаты будут официально называться «средства индивидуальной мобильности»

Электросамокаты, сигвеи, моноколеса и прочие гироскутеры получат официальный статус. С 1 марта следующего года они будут официально называться «средства индивидуальной мобильности». Именно с этой даты вступят в силу поправки в Правила дорожного движения, которые утвердило правительство.

Двигаться по проезжей части на электросамокатах можно будет при соблюдении большого количества условий.

Двигаться по проезжей части на электросамокатах можно будет при соблюдении большого количества условий. / Александр Корольков

Наконец-то в Правилах дорожного движения удалось прописать, каким образом можно пользоваться ставшими столь популярными электросамокатами, моноколесами и другими колесными средствами, движение которых до сих пор никак не регулировалось, но часто становилось причиной массы проблем на дорогах.

Их классифицировали как «Средства индивидуальной мобильности» (СИМ). Под это понятие попадает «транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя».

Согласно новым правилам дети до 14 лет могут передвигаться на них по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. Старше 14 лет — только по велодорожкам. Но при условии, что этот транспорт весом не превышает 35 кг, со скоростью не более 25 км/ч.

Если велодорожек нет, то можно и по тротуарам. Но при этом на тротуарах, а также в пешеходных зонах приоритет имеют именно пешеходы. То есть скорость передвижения на СИМ должна им соответствовать.

Если нет ни велодорожек, ни тротуаров, то можно двигаться по обочинам при тех же условиях.

Также разрешено движение по краю проезжей части. Но только для тех устройств, на которых есть нормальные тормоза, задний красный фонарь и передняя фара. Здесь вес устройства не ограничен. Важно, что ехать они могут только по краю той дороги, где скорость движения ограничена 60 км/ч и разрешено движение велосипедов. Очевидно, что моноколеса, а также сигвеи и гироскутеры, на которых нет тормозов, не могут выезжать на проезжую часть. Они тормозят за счет переноса центра тяжести.

Также поправками в Правила вводятся новые знаки, которые запрещают движение на СИМ.

У пешеходов поубавили приоритетов. При пересечении велодорожки они обязаны будут уступить дорогу тем, кто по ней движется на велосипедах или СИМ.

Остается вопрос, как это все будет контролироваться, ведь регистрационных знаков эти устройства не имеют.

Какие еще новации ждут водителей?

Круговое движение

Изменятся правила проезда круговых перекрестков. Согласно новой редакции Правил, которые утвердило правительство, при выезде на круг, если водитель двигается не по главной дороге, он должен уступить дорогу тем, кто двигается по кругу. В нынешней редакции те, кто едет по перекрестку с круговым движением, имеют преимущество перед теми, кто на круг выезжает. То есть эта формулировка не подразумевает, что круговой перекресток может быть не только на равнозначных дорогах, но и на тех, на которых какие-то направления движения имеют приоритет.

С точки зрения логики поправка правильная. Однако это очередная проблема для водителей, которым придется заново осваивать новые позиции главного для них документа. Напомним, что ранее, до того как круг стал главным, на нем действовало правило помехи справа. То есть те, кто выезжал на круг, имели преимущество перед теми, кто двигался по кругу. Это создавало заторы. Перекресток должен быстро освобождаться. В 2017 году движение по кругу сделали главным. Народ начал путаться, и эти перекрестки стали буквально аварийными. Сейчас приоритет изменится, если есть знаки, обозначающие, чья дорога главная. Будем надеяться, что обойдется без жертв.

Общественный транспорт

Водителям придется привыкнуть останавливаться за общественным транспортом, на котором зажглось табло «Внимание пассажир». Это касается общественного транспорта, который высаживает пассажиров прямо на проезжую часть или на остановочные пункты, на ней организованные. Как правило, это трамваи. Только до сих пор водитель должен был просто пропустить пассажиров, выходящих или входящих в транспорт. А теперь он должен остановиться, когда такое табло на транспорте зажглось, и тронуться только тогда, когда оно погаснет.

Согласно новой редакции Правил при выезде на круг, если водитель двигается не по главной дороге, он должен уступить дорогу тем, кто двигается по кругу

Кстати, вводятся новые требования к скорости автобусов. Если они оборудованы ремнями безопасности (как правило, это междугородние автобусы), то за пределами населенных пунктов они могут двигаться со скоростью 90 км/ч. А если они ремнями не оборудованы (это, как правило, маршрутные автобусы), то их скорость вне населенных пунктов ограниченна 70 км/ч.

Новые знаки

Поправками в Правила вводятся новые знаки. Про запрет или разрешение движения СИМ мы уже говорили. Кроме этого появляется знак «Движение автобусов запрещено». Действительно, есть знаки, запрещающие движение грузовиков. Почему бы не быть знакам, которые запрещают движение автобусов?

Еще один новый знак — зарядка для электромобилей.

Кроме того, уточняется перечень транспорта, которым будет разрешено въезжать в зону с ограничением движения по экологическому классу автомобилей.

В действующей редакции исключений и вовсе не предусмотрено. Правда, и знаки эти пока не используются.

Минтранс предложил сделать исключения и разрешить въезжать в зоны с такими ограничениями автомобилям «Почты России», электромобилям, машинам со знаком «инвалид», а также транспорту тех, кто проживает в этой зоне.

Поправили и поехали

Постановление правительства не только меняет Правила. Оно разрешает менять документ по мере необходимости.

Напомним, начиная с 11 января прошлого года Правила дорожного движения попали в так называемый белый список нормативных актов, которые нельзя редактировать. Их можно только полностью переиздать. Новое постановление правительства убирает эту несуразицу. С 1 марта постановление правительства, которое утверждает Правила дорожного движения, основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации, а также перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспорта, будет исключено из «белого списка» нормативных актов. По меньшей мере до 2029 года в каждый из документов можно будет вносить поправки, изменения в любой момент, не переиздавая всего постановления.

Напомним, что Правила в этот «белый список» включили по той причине, что слишком много изменений в них вносилось.

Комментарии

За

Борис Лоран, первый заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе России, сопредседатель Комиссии по вопросам транспортной безопасности и безопасности на транспорте:

— Полностью поддерживаю внесенные дополнения в ПДД. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности и полученные травмы участников таких ДТП увеличивается в геометрической прогрессии. Наличие четких правил и ответственности за их несоблюдение дисциплинирует участников дорожного движения в этом сегменте и значительно повысит безопасность пешеходов.

Против

Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ:

— Это выгодно компаниям проката электросамокатов и службам доставки, они лоббируют свои интересы. Я придерживаюсь другого мнения и считаю, что электросамокаты и другие СИМ можно использовать только на специально оборудованных территориях, например, в парках. Но в пешеходных зонах и на проезжей части их использовать нельзя. Это опасно и для электросамоката, и для автомобиля. К сожалению, мнение о том, что СИМ должны двигаться вместе с пешеходами по тротуару, победило. И теперь только печальные экспериментальные факты смогут переубедить людей, что это опасно.

Продажи средств индивидуальной мобильности в 2022 году выросли почти в два раза

МОСКВА, 27 февраля. /ТАСС/. Продажи средств индивидуальной мобильности в РФ за 2022 год выросли почти в два раза. Об этом сообщила директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман на пресс-конференции в ТАСС, посвященной введению в правилах дорожного движения (ПДД) понятия «средства индивидуальной мобильности» (СИМ) и влиянию новых правил на частные СИМ и рынок проката электросамокатов (кикшеринга) в России.

«В 2022 году на рынке России было продано порядка 230 тыс. средств индивидуальной мобильности, причем 85% — электросамокаты, остальные 15% — это менее популярные, более экзотические средства передвижения в виде сигвеев, моноколес, гироскутеров. В 2020 году продажи были 145 тыс. Думаю, что этот 50-процентный рост будет сохраняться из года в год», — сказала она.

О новых правилах ПДД

С 1 марта 2023 года в России вступает в силу новая редакция правил дорожного движения. Согласно изменениям электросамокаты, электрoскейтборды, гирoскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные устройства получили особый статус — средства индивидуальной мобильности. Перемещаться на них можно со скоростью не более 25 км в час по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам. Их масса не должна превышать 35 кг.

«С 1 марта вступают в силу изменения в правилах дорожного движения, которые определяют новый вид транспорта как средство индивидуальной мобильности. Это те самые электросамокаты, моноколеса, сигвеи. То, что имеет тягу от электродвигателя. Это микромобильность, микротранспорт, его правовая природа порождается как раз 1 марта 2023 года», — сказал заместитель директора департамента госполитики в области автотранспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко в рамках пресс-конференции.

Средства индивидуальной мобильности будут являться транспортным средством. При этом пешеходы, которые используют, например, самокаты теперь получат статус пользователей средства индивидуальной мобильности, пояснил он.

«Еще сегодня, 27 февраля, все участники дорожного движения, которые используют для передвижения, например, электросамокат, являются пешеходами. А послезавтра они станут лицами, использующими средства индивидуальной мобильности. С 1 марта это будет отдельная категория участников дорожного движения, которым предлагается определенная регуляторика», — добавил Луговенко.

Согласно новым ПДД, в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия по вине человека, который управлял, к примеру, самокатом, он будет подвергаться административному взысканию. Кроме того, пользователи средства индивидуальной мобильности передвижения смогут передвигаться по велоинфраструктуре (если они старше 14 лет). Еще одно важное изменение — возможность для пользователей СИМ, если отсутствуют велодорожки, выезжать на обочину (если вес СИМ составляет не более 35 кг).

Также на СИМ можно будет передвигаться по правому краю проезжей части (если максимальная скорость на участке не более 60 км/ч), но для этого средство индивидуальной мобильности должено иметь тормоза и фары. Также появятся отдельные зоны, куда будет запрещен въезд на СИМ.

Нужны ли права на электросамокат?

За последние несколько лет электросамокаты превратились из необычной новинки в востребованный и комфортный вид транспорта. Современные модели могут ездить на большие расстояния, справляться с бездорожьем и отличаются компактностью. Еще одним преимуществом является отсутствие необходимости получения водительских прав, но более мощные модели обладают характеристиками, которые приравнивают данный вид транспорта к скутеру. Так нужны ли права на электросамокат в 2022 году?

Правила передвижения самокатов в 2022 году

В 2013 году была создана новая категория прав «М», к которой относятся квадроциклы, мопеды и скутеры с мощностью двигателя от 250 Вт. По негласному соглашению, электросамокаты приравнивались к обычным самокатам и велосипедам, да и их максимальную скорость никто не проверял. Теперь на рынке появились модели мощностью больше 250 Вт и скоростью свыше 50 км/ч, что уже может стать причиной аварии и даже травмировать человека.

Можно ли таких водителей приравнять к полноценным участникам дорожного движения? Согласно данным ГИБДД, начиная с 2017 года, райдеры стали передвигаться на скорости, которая соответствует требованиям к водителям транспортных средств категории «М». В таком случае права на электросамокат станут обязательным требованием, их можно будет получить только после обучения в автошколе.

Весной 2021 года в силу вступают новые поправки в ПДД, которые касаются данного вида транспорта:

  1. Новое наименование. Теперь не только электротранспорт, но и даже обычные самокаты, велосипеды и даже роликовые коньки и скейты будут обозначаться как СИМ (средства индивидуальной мобильности). Такое решение было принято по причине худшей управляемости транспортом, что может вызвать серьезную аварию.
  2. Особенности езды. Все водители электросамокатов независимо от характеристик транспорта должны будут передвигаться по велосипедным дорожкам. Если такие отсутствуют, допускается езда по тротуару со скоростью не более 20 км/час. На участках без дорожек и тротуара владельцы электротранспорта могут передвигаться в крайней правой полосе, максимально близко к обочине, но только в том случае, если у них есть права на электросамокат.
  3. Езда в нетрезвом виде. Управление любым транспортом в нетрезвом виде влечет за собой опасность как для водителей, так и для пешеходов и участников дорожного движения. Запрет вступит в силу в ближайшее время, но о сумме штрафа и мерах наказания итоговой информации пока нет.
  4. Ограничения по возрасту. Дети до 7 лет могут кататься только в пешеходной зоне вдали от дороги и в сопровождении родителей. Дети от 7 до 14 лет – по тротуарах и в пешеходной зоне. При этом устройство должно оснащаться фарами и светоотражателями.
  5. Все по правилам. Даже если есть права на электросамокат, это не значит, что не придется следовать правилам дорожного движения. В первую очередь на водителей будет распространяться действие знака «Стоянка запрещена», а на «островках безопасности» нельзя будет оставить электросамокат.
  6. Индивидуальные средства защиты. Как и для скутеров и мотоциклов, будет введено правило обязательного использования шлемов.

В ГИБДД считают, что такие нововведения помогут снизить количество ДТП, которые происходят по вине райдеров. Что касается того, можно ездить на электросамокате без прав или нельзя, здесь все зависит от типа самоката и его индивидуальных характеристик.

Нужны ли права на мощные электросамокаты?

Обсуждение новых правил дорожного движения для водителей электротранспорта и определение временных рамок начала их действия стартовало еще в 2017 году, когда на рынке появились инновационные, быстрые и мощные модели электросамокатов. Как уже говорилось выше, теперь данный вид транспорта стал полноценным участником категории «М», а здесь без прав просто не обойтись.

Все дело в том, что электротранспорт с мощностью двигателя выше 0,25 кВт и скоростью от 50 км/час приравнивается по своим характеристикам к мопеду, который не может ездить по пешеходной зоне, велодорожкам и тротуару. Соответственно, ему придется быть полноправным участником дорожного движения, а без знания ПДД есть высокий риск стать участником или виновником ДТП. Если мощность двигателя превышает 0,25 кВт, обязательно наличие прав категории «М» и шлема.

Можно ли ездить на электросамокате без прав?

В том случае, если используется маломощный электросамокат, права не него не требуются. Он приравнивается к велосипеду и может использоваться так же, как и данное транспортное средство. Поэтому предварительно нужно ознакомиться с техническими характеристиками самоката.

Представители ГИБДД уже определились с административной ответственностью за вождение без прав. Таких водителей ожидает:

  • оплата штрафа в размере от 5 до 15 тыс. рублей;
  • запрет на управление транспортным средством на определенный период;
  • доставка электросамоката на штрафстоянку.

Сотрудник ГИБДД может остановить на проверку любой электросамокат независимо от того, с какой скоростью и где он ехал в конкретный момент, если данная модель приравнивается к мопеду. Если авария произошла в пешеходной зоне с участием обычного электросамоката, происшествие разбирается как конфликт между пешеходами, а не как ДТП.

Как можно получить права?

Права на электросамокат категории «М» можно получить путем обучения в автошколе. Слушатель будет сдавать такой же теоретический экзамен, как и остальные, отличаться будет только практическая часть. Для получения прав необходимо соблюдать такие условия:

  • Возраст старше 16 лет.
  • Наличие справки о состоянии здоровья (нужно пройти медицинскую комиссию).
  • Прохождение обучения и сдача соответствующего экзамена в лицензированной автошколе.

О категории «М» еще мало кто знает, поэтому спрос на данный курс минимальный. Еще одной причиной является его стоимость, которая ничем не отличается от остальных. Поэтому многие водители получают категорию «В» или совмещают получение нескольких категорий, что является допустимым.

Что будет дальше?

С каждым годом споры об электротранспорте набирают все большие обороты. Пешеходы считают, что права на электросамокат не решат проблему, как это бывает и с автомобилями. Особенно остро общественность реагирует после ДТП, которые при такой скорости движения электротранспорта могут даже привести к летальному исходу. В таких случаях постоянно вызывают сотрудников ГИБДД, что и привело к актуализации данного вопроса и принятию ряда поправок в ПДД. Ранее представители правопорядка могли только развести руками и вызвать уже сотрудников полиции, чтобы урегулировать вопрос.

Тем временем электросамокаты пользуются все большим спросом. Многие депутаты поддержали инициативу создания специальных дорожек и стоянок, которые только дополнят новые правила и сделают движение электротранспорта более безопасным для общественности.

В итоге

Права на электросамокат в России в 2022 году нужны будут в том случае, если транспорт имеет мощность выше 250 Вт и может развить скорость больше 50 км/час. Кроме того, такие водители должны следовать ПДД. Остальных владельцев электротранспорта данные нововведения все равно коснуться, поэтому нужно заранее с ними ознакомиться. Ведь незнание закона не освобождает от ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *