Что такое пробег автомобиля и зачем он нужен
Перейти к содержимому

Что такое пробег автомобиля и зачем он нужен

  • автор:

С каким пробегом автомобиль лучше вообще не покупать

Подбирая себе подержанный автомобиль, мы смотрим прежде всего на дату выпуска и пробег на одометре. Справедливо считается, что эти факторы позволяют оценить техническое состояние машины. Однако даже если пробег «честный», следует обратить внимание на ряд моментов. Давайте разберемся — каких именно.

Важно сочетание пробега и возраста

Пробег в чистом виде в наши дни не является абсолютным критерием и стимулом к покупке. Фактически вас должны предостеречь как слишком большой, так и подозрительно маленький километраж. К примеру, если вы покупаете Renault Logan и видите на одометре 10 тыс. км пробега после трех лет эксплуатации машины, есть повод задуматься.

Как вариант, пробег может быть «отмотан» или машина долгие месяцы, а может и все пару лет стояла без движения. Последнему обстоятельству, к слову, не следует особенно радоваться, поскольку при длительном простое различные фракции моторного масла могут выпасть в осадок, сальники, освобожденные от защиты масла, пересыхают и теряют эластичность.

Топливо в бензобаке также с годами может подвергаться распаду присадок и окислению, а аккумулятор в состоянии покоя имеет свойство разряжаться и сокращать свой ресурс. Если же машина простаивала на улице, потерять свои свойства из-за прямых лучей солнца могут также шины. Отсюда логичный вывод. Если вы покупаете, к примеру, «трехлетку» — подбирайте автомобиль с пробегом порядка 50 тыс. — 60 тыс. км. Ведь, как известно, среднестатистический водитель проезжает в год от 15 тыс до 20 тыс. км.

Также стоит держать в уме, что проблемы с двигателями у бюджетных машин обычно начинаются после 150 тыс. км, а у автомобилей более дорогого сегмента — после 200-250 тыс. км. Так что такие машины лучше обходить стороной. Впрочем, естественно, у каждого правила есть исключения.

Как скручивается пробег

Фото: iStock

Примеров, когда вам хотят продать автомобиль со скрученным пробегом, к сожалению, очень и очень много. «Умельцы» навострились «отматывать» назад механические спидометры отечественных транспортных средств.

Для этого демонтируется панель приборов, разбирается механизм подсчета километров, производится установка цифрового поля на необходимое значение, после чего деталь со скрученным пробегом устанавливается обратно в щиток приборов. В бюджетных иномарках снимается «приборка», борткомпьютер подключается к ноутбуку, на который установлено соответствующее программное обеспечение, или специальному прибору — программатору.

Электронные счетчики дорогих машин скрутить еще легче, нужен лишь специальный прибор для выполнения отмотки назад электронного счетчика.

Как выявить скрученный пробег при электронной «приборке»

Фото: iStock

Знайте, что при скрученном пробеге у автомобилей с электронной «приборкой» мошенников можно поймать за руку. Дело в том, что ряд датчиков (в частности устройств, которые устанавливаются на вале коробки передач или непосредственно на колесе транспортного средства) и другие элементы, завязанные на борткомпьютер, могут рассказать о настоящем пробеге после подключения к диагностическим устройствам на сервисной станции.

По мнению экспертов, наиболее сложно скрутить километраж на современных моделях BMW, где предусмотрено с десяток точек резервного хранения информации о пробеге. Даже если мошенники прошлись по всем узлам и подчистили информацию, определить подвох можно, просмотрев события, зафиксированные борткомпьютером. Как вариант, сервисмены могут считать информацию об ошибке системы на 100 тыс. км при фальшивых 50 тыс. километрах на одометре. Кроме того, факт регламентных работ при определенном пробеге (ТО) должен быть зафиксирован в сервисной книжке автомобиля.

Какие признаки выдают высокий пробег

Фото: iStock

Реальные пробег автомобиля вполне можно определить по состоянию кузова и салона. Возраст и эксплуатацию на износ (например, при работе машины в такси) выдают прежде всего состояние лакокрасочного покрытия фронтальной части автомобиля (чем больше здесь сколов и вмятин, тем сильнее должны быть ваши подозрения), износ тормозных дисков, затертое лобовое стекло, замызганный брелок и люфт водительской двери.

В салоне нужно смотреть в первую очередь на состояние обода рулевого колеса, паза, из которого подается ремень безопасности, состояние тканевой части самих ремней, рукоятки рычага коробки передач и накладок педалей. Хотя в теории в ходе предпродажной подготовки эти элементы могут быть мастерски обновлены. Поэтому ищем также и менее очевидные признаки перепробега. У новеньких машин навряд ли будут продавлены сиденья, поцарапаны подлокотники, протерта площадка у педального узла, изношены тканевые вставки на дверях около ручек, потерты подрулевые переключатели и надписи на управляющих кнопках и прежде всего, шайбе регулировки громкости магнитолы.

Как избежать проблем при покупке машины с пробегом

Фото: iStock

При покупке автомобиля с пробегом следует придерживаться нескольких правил. Прежде всего, не нужно выбирать автомобиль, ориентируясь только на указанный пробег и только на внешний вид — и то и другое может быть «доведено до ума» продавцами.

Не рассматривайте самые дешевые и самые дорогие предложения. Изучите личность хозяина или хозяев, если покупаете автомобиль у частника. Личная беседа с ним многое прояснит о состоянии машины. Наконец, через ряд порталов и сервисов (многие из них платные) можно узнать, какой пробег указывался у автомобиля в предыдущих объявлениях.

Введение новых платных парковок в Москве:

Пробег в автомобиле. Для чего и как его мотают?

Пробег в автомобиле необходимо считать для разных причин. Основная – это рассчитывать время обслуживания и замены определенных расходных материалом и деталей. Конечно, тот же износ и регламент замены зависит от большого количества факторов, таких как условия эксплуатации, нагрузки, климата и прочего.

записаться

Однако, что-то более-менее среднее, какое-то правило для замены того или иного, привязать к пробегу с большим приближением можно попытаться. Соответственно и пользователю автомобиля можно как-то сориентироваться на какие-то сроки регламентных процедур обслуживания.

Например, принято считать, что масло в двигателе сохраняет свои свойства 15 тысяч километров или один год. Однако, конечно, это зависит от типа масла, типа двигателя, условий эксплуатации, нагрузок, износа самого агрегата и многого другого. То есть у кого-то действительно масло более-менее останется пригодным и после 15 тысяч километров, «пройдя» и 20. А у кого-то и через 5 тысяч потребует замены. Тем не менее, владельца автомобиля нельзя заставить каждый день заезжать на СТО или научить разбираться в масле или других частях автомобиля на уровне эксперта. Все то же самое касается не только того же масла.

То есть, мы имеем одну из причин – регламентное ТО. Когда его делать и так далее. Чем больше пробежали – тем чаще делаем ТО.

Регламент ТО для AudiI

Вторая – считать расстояния. Это конечно, больше для удобства. Раз так, замеряли сколько проехали и так далее. Удобно. Понимаем сколько до куда и откуда проехали. Сколько ехать еще осталось. Приблизительное время высчитывать. Тут конечно, на помощь приходят разные навигаторы, доступность которых на сегодняшний день максимальна. В каждом смартфоне, даже недорогом, уже есть навигатор. Причем работающий очень неплохо.

Третья причина, она чем-то пересекается с первой — понимать общий износ автомобиля. То есть, автомобиль с пробегом 10000 километров, скорее всего, будет иметь общее техническое состояние более лучшее, нежели автомобиль, имеющий 110000 километров пробега. Иначе, первый автомобиль, скорее всего, почти никаких вложений для беззаботной эксплуатации не потребует, тогда как второй, с пробегом 110000 километров не только потребует что-то серьезное, но будет иметь некоторый набор подводных камней – сюрпризов. То есть скоро может потребоваться заменить то или иное. Причем то или иное может иметь довольно серьезную стоимость. Конечно, все также зависит от условий эксплуатации и бережности, и машина с пробегом 130000 километров может иметь более адекватное техническое состояние, нежели автомобиль с 60000 километрами после наездника. Но однако, принято считать, что машина с меньшим пробегом как-бы лучше машины с большим…

Так считают многие…

Оценка автомобиля по счетчику

Как у лошади, которую раньше почему-то оценивали по состоянию зубов, автомобиль первоначально оценивают по счетчика пробега. Лошадям при продаже раньше начищали зубы, приводя их в состояние «новых» или почти новых. Лошадь с такими зубами считалась более здоровая, покупатель думал, что покупает классное животное. Однако, мог купить набор проблем. Лишь эксперт мог оценить состояние лошади по другим признакам.

Раньше автомобили покупали на большой срок службы. У многих в эксплуатации были машины по 8 — 12 лет. Потом автомобиль просто гнил и выбрасывался на металлолом.

Со временем, автомобиль стал «товаром» недолгой эксплуатации и в среднем, автомобиль эксплуатируется по 2-3 года. У кого-то он держится вообще 1 год. Поездил и продал.

Автомобиль можно беречь, обслуживать, вовремя проводить ТО и ремонтировать. Использовать дорогие запчасти и материалы. А можно и экономить на этом. Сейчас, к сожалению, это очень распространено. Есть запчасть за 10000 рублей, но очень качественная. А есть запчасть за 3000 рублей. Обе будут работать. Но первая прослужит еще 5 лет, а вторая при таких же условиях – только полгода. А можно вообще ничего не менять. И продолжать ездить, ездить и ездить. А потом продать. Но продать не новому владельцу, а посреднику.

Тут — то и начинается самое интересное.

Срок службы авто

Разумеется, посредник – это человек, который, по большому счету, купит автомобиль подешевле и продаст подороже. Его сэкономленные деньги – заработанные деньги. А на чем он сэкономит – все зависит от его возможности и других факторов, в том числе его порядочности. По большому счету, он «накрасит губы» и придаст лоску машине. А на самом деле, внутри качество машины может и не поменяться. По большому счету красивая коробка с плохим содержимым внутри. Купит кто-то такую машину и будет мучиться.

Очень часто при этом сматывается и пробег. То есть было на машине 150000 километров. А раз так и поставили 80000. И никто же не догадается? Иногда так и бывает.

А еще пробеги не только сматывают. Их еще и наматывают. Для чего? Все элементарно.

Например, водитель государственной машины получает оклад. Какую-то ограниченную сумму. И премиальные. Как правило, тоже сумма ограничена. Причем, денег этих, как правило, все бывает мало. Какие способы подработки? Есть вариант. Можно продать часть бензина, выделенную на поездки, однако, как это сделать? Бензин сам реализовать не проблема, те же самые некоторые заправочные станции перекупают этот бензин у водителя с некоторым дисконтом. Правда делают этот теневым способом. Но никто же не отменял наличку. Возникает другая проблема. Как отчитаться за этот бензин? Ведь средний расход топлива для каждой машины более-менее известен заранее, а если машина потребляет 15 литров на 100 километров, то как списать еще 15? Ведь достаточно будет сверить показания одометра и прикинуть количество топлива, пусть грубо, которое должно было потратиться на этот пробег. Тут все и выяснится.

В таком случае, водители этих машин пробег наматывают. Да, вперед, делая, что машина как будто проехала лишние километры. Было 100000, стало 108000. А потом и на ТО уже пора. Конечно, обслуживается такой автомобиль чаще. Хотя и тут имеются способы наживы на расходных материалах и запчастях, которые меняются «как будто бы». Но это тема другой статьи.

Изменение пробега

Помимо сматывания пробега для продажи посредниками – перекупщиками и наматывания пробега для списывания топлива, существуют другие причины тот же самый километраж поправить. Это то же нежелание расстаться с деньгами владельцу машины. Вместо того, чтобы ездить на нормальное обслуживание, водитель ничего не делает и перематывает пробег на те же 15000 километров. С учетом стоимости ТО на некоторых автомобилях в сумму более 15000 рублем, отдать 1500 – 2000 тысячи оказывается дешевле. Но тут возникают некоторые НО…

У некоторых авто помимо масла и технических жидкостей, за те же 60000 или 90000 тысяч километров может собраться значительных список деталей, требующих замены. Причем, в некоторых случаях – это привода газораспределения в двигателе. А это очень важные элементы, повреждение которых потребует капитального ремонта или вообще, замены двигателя. Разумеется, владелец это дело пропускает, не меняет и проезжает свои 120000 километров. А там уж кому как повезет…

В итоге, к официальному дилеру привозят автомобиль, у которого, якобы 50000 километров, но двигатель требует замены. А производитель на гарантийном сроке при таком пробеге обязан устранить все бесплатно. Причем ремонт этот будет очень недешевым. А владелец машины как будто бы и не виноват не в чем…

Для этого были внедрены методы, усложняющие перемотку пробега.

Перемотка пробега

Вообще, первые счетчики пробега были механическими, имели простые ролики. Умельцы достаточно быстро научились их перематывать и делать из большего пробега меньший. Труда составляло мало, нужна была лишь аккуратность. Переставлялись показания роликов, предварительно разобрав щиток приборов. Пломбы подделывались умело. Остальное было без проблем.

Следующее, что придумал производитель – электронный щиток приборов с памятью данных. Тут конечно, долгое время смотка пробега была проблемой. Однако и здесь, научились менять данные у таких одометров. Появились программаторы, позволяющие изменить данные в памяти микросхем щитков. Пробег научились вычислять, пересчитывать и менять. Программировали микросхему памяти и щиток показывал другие данные.

Следующий способ, который придумал производитель – это защита данных пробега криптокодом. Конечно, такие щитки приборов стали более недоступны для смотки. Но и тут проблема решалась. Разобрались с алгоритмом – и вперед. Стали менять показания и в таких щитках.

Когда в автомобилях появилась мультиплексная сеть – счетчики пробега начали разносить по разным блокам. То есть, помимо щитка приборов, записывать данные о пробе стали другие блоки. Какие-то модули стали это делать только при возникновении ошибки или наступления какого-либо события. Например, сгорела лампа, ошибка по лампе записалась и имеет в свойствах пробег, когда она возникла. Помимо этого, например, некоторые блоки, такие как ЭБУ управления двигателем, коробкой передач, раздаткой и АБС стали иметь свои копии пробега. Правда это появилось не во всех автомобилях.

Прочитать такие копии в некоторых случаях можно при помощи диагностического оборудования. В некоторых – только у дилера. А иногда и дилер не видит их просто так. Можно только специальными режимами, что может далеко не каждый. Тем не менее.

Оборудование для измерения пробега

Затем в некоторых автомобилях придумали активные копии пробега. Это внедрили в BMW , Mercedes , Peugeot , Citroen и некоторых других брендах. Активная копия подразумевает под собой возврат пробега из места активной копии на щиток приборов в случае перемотки пробега там. То есть было на щитке 100000 км, смотали до 50000 км, поставили щиток на место, включили зажигание и опять, на щитке 100000 км.

Так не менее, появились способы перемотки таких скрытых копий пробега. Появилось оборудование, данные были расшифрованы и умельцы стали это делать. Даже распространенные пробег в таких блоках, как DSG и блоках управления дизельных моторов – тоже можно переписать при желании. А в мерседесах и BMW , где пробег как будто бы смотать нельзя, можно купить новый замок зажигания или новый блок BDC . В таком случае старый пробег также будет невозможно определить.

Информационная база

Дальше у нас по курсу – база Автотека и им подобные в России и не только. Теоретически они собирают данные у различных источников. Это СТО, станции техосмотра, страховые и прочие места. За какую-то плату можно получить данные о пробеге автомобиля по вин-коду у представителей этих служб. Но и тут оказалось не все однозначно.

Был один автомобиль, где вместо пробега 48000 километров в базе Автотеки значилось значение 85000. Причем, было сказано, что автомобиль делал техосмотр при таком километраже. Однако, никакой достоверности в этих данных не было, так как выяснилось, что страховщица просто вписала эти данные из своей головы, даже не видя автомобиль.

Также проходила информация, что якобы, кто-то за большие деньги исправлял данные о пробегах в таких подобных базах. Но эта информация нами не проверена, однако, как и в большинстве случаях вероятность имеет место быть.

Также есть информация, что блоки телематики, установленные на современные автомобили (а все современные новые автомобили должны иметь такие модули), передают информацию о пробегах и не только на сервер завода-изготовителя и куда-то еще. Но получить такую информацию, к сожалению, пока неизвестно каким образом. Более того, нам известны случаи, когда в автомобиле, где была установлена штатная, заводская телематика, был смотан пробег в меньшую сторону. Причем никакого отказа в гарантийных рекламациях на этих машинах получено не было.

Подводя итог, можно сказать, что пробег в машине, хоть и значимая величина, лучше все-таки, оценивать его состояние с экспертом и не гнаться за «сказочными цифрами». Иногда, автомобиль прошедший больше, имеет гораздо более лучшее техническое состояние и принесет меньше печальных сюрпризов будущему владельцу.

Учет пробега автомобиля: зачем он нужен и как влияет на списание ГСМ

В большинстве предприятий списание горюче-смазочных материалов из суммы выплаты налогов сохраняет значительное количество прибыли. Однако для подтверждения целесообразного расхода ГСМ необходима достоверная информация, например, сведения об учете пробега транспорта.

Что подтверждает использование ГСМ по назначению

Расчет списания топлива осуществляется по путевым листам. Формы путевок в обязательном порядке содержат данные об обороте ГСМ. Кроме того, путевые листы отображают информацию о движении горючего: в бланки вносятся показания одометра в начале и конце пути, что помогает определить, сколько километров прошло транспортное средство. Основанием о рациональном расходе топлива также может стать отчет, составленный на основе навигационных данных.

Информация из путевок является достоверным доказательством для проведения расчета списания топлива и последующего отображения полученных результатов в бухгалтерском учете.

Как учитывается пробег

Существует несколько способов учета пробега:

  1. С помощью навигационных систем (ГЛОНАСС, GPS). Спутниковая навигация позволяет точно фиксировать время начала и окончания движения, стоянки, пробег. Согласно письму Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354 отчеты, составленные по данным навигаторов, могут быть прикреплены к путевым листам и являться подтверждением для списания ГСМ.
  2. С помощью отметок в путевом листе. В этом случае в начале рейса и по его завершению контролер-механик при проведении предрейсового техосмотра вносит в путевой лист данные одометра, которые в дальнейшем помогут рассчитать количество топлива, затрачиваемого на выполнение задач предприятия.

Как производится расчет списание топлива по формулам

Учет пробега транспортных средств по путевым листам возможен благодаря разнице между количеством пройденных километров в начале и конце смены. В распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 №АМ-23-р раздела II есть формула для расчета расхода бензина, наиболее популярного вида используемых ГСМ. Предложенное математическое выражение, включающее в себя пробег, базовую норму расхода топлива и поправочный коэффициент, определяет необходимую к списанию сумму, фиксируемую в бухгалтерском учете организации.

Как пробег влияет на автомобиль?

Обычно при заключении сделки купли-продажи подержанного транспортного средства особое внимание уделяется его пробегу. Если вы решили сдать машину в автоломбард, на этот параметр также обратят внимание. Почему это происходит и каким образом пробег влияет на автомобиль, вы узнаете, ознакомившись с материалом, представленным ниже.

Основные моменты

Пробег свидетельствует о том, сколько километров прошёл автомобиль. От этого, безусловно, больше всего страдает двигатель транспортного средства. Поскольку замена данного узла является довольно дорогостоящей процедурой, покупатели автомобилей обращают внимание на показатели пробега. Помимо двигателя, пробег также оказывает влияние на:

  • подшипники генератора;
  • клапаны мотора;
  • цилиндры.

По их характеристикам, к слову, и можно определить пробег. Если данные элементы сильно загрязнены, то скорее всего машина была длительное время в эксплуатации. На состоянии этих деталей сказывается и отсутствие профилактических работ.

Также пробег влияет на тормозную систему машины. В частности, больше всего страдают колодки. Каждый водитель знает, что время от времени эти элементы необходимо менять. От количества пройденных километров зависит и состояние подвески и амортизаторов.

Со временем происходит износ механизмов коробки передач. Конечно, страдает и кузов транспортного средства. От длительных переездов на его поверхности могут образоваться царапины и другие деформации.

Безусловно, важен не сам пробег транспортного средства, а условия его эксплуатации. Поэтому если пользователь машины добросовестно к ней относился, своевременно проводил диагностику, а при необходимости и ремонтные работы, автомобиль может быть в хорошем состоянии, даже имея большой пробег. Поэтому в автоломбардах при приёме транспортного средства обращают внимание не только на его пробег, а и общее состояние машины, её кузова, основных узлов. Предоставить полную картину, конечно, может только полная диагностика, выполненная квалифицированными специалистами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *