Что с ценами на авторынке
Перейти к содержимому

Что с ценами на авторынке

  • автор:

Что будет с ценами на автомобили осенью. Шокирующий прогноз эксперта

Осенью россиянам стоит ждать дальнейшего повышения цен на автомобили. В среднем по рынку цены вырастут еще на 10-20%, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Что будет с ценами на автомобили осенью. Шокирующий прогноз эксперта

«Если предположить, что каких-то сильных потрясений в обе стороны не будет, то, я думаю, в течение осени нас ждет дальнейшее повышение цен на автомобили. Среднюю температуру по больнице трудно определять, поскольку все компании действуют по-разному, но я думаю, что к тем высоким ценам, которые есть сейчас, можно смело прибавлять от 10 до 20%», – сказал Максим Кадаков «Общественной службе новостей».

Среди других факторов, способствующих подорожанию автомобилей, эксперт назвал индексацию утилизационного сбора с 1 августа, рост цен на перевозки и банальный дефицит, возникающий из-за того, что «люди ажиотажно раскупают все машины, которые есть».

«Практика июля и августа показывает, что пока люди ажиотажно раскупают все машины, которые есть, и машин не хватает. А если машин не хватает – это дефицит. А дефицит означает повышение цен. Так что пока тренд на то, что цены будут расти», — указал Максим Кадаков.

По словам эксперта, рост цен затронет как импортные иномарки, так и те автомобили, которые выпускаются внутри страны. Это, в том числе, LADA, Haval и «китайцы», собираемые на калининградском заводе «Автотор», уточнил он.

Тем, кто еще думает над покупкой автомобиля, Кадаков посоветовал делать это только в случае крайней необходимости, когда машина действительно нужна и нужна срочно. Во многих других случаях покупка авто может стать «опрометчивым шагом», вместо которого лучше «аккуратно содержать» нынешнюю машину, заключил эксперт.

Ранее «Автоновости дня» писали о том, что из-за логистического кризиса в России возникли перебои с поставками автомобилей дилерам. По словам экспертов отрасли, это коснулось как «АвтоВАЗа», так и дистрибьюторов китайских марок, на складах которых копятся уже предоплаченные дилерами машины.

Источник: ОСН

«Цена уже кусается»: что будет с авторынком в 2024 году

Фото «Цена уже кусается»: что будет с авторынком в 2024 году - Новости Живем в Нижнем

Рынок автомобилей претерпевает изменения. Свое влияние оказывают геополитика, экономическая обстановка, новые требования властей. Близится конец года, а значит, пора уже задуматься, каких еще нововведений следует ожидать в следующем году. Портал «Живем в Нижнем» поговорил с экспертами о ценах и прогнозах по авторынку на 2024 год.

Что изменилось в этом году?

Одним из значимых решений властей в 2023 году стало повышение утилизационного сбора. Утильсбор – это разовый платеж за автомобиль, который в перспективе будет потрачен на его утилизацию. Выплачивают его импортеры, ввозящие в Россию машину, российские производители или владельцы машины, за которую он еще не был выплачен. Размер утильсбора зависит от характеристик автомобиля, его «возраста» и вида лица, совершающего данный платеж: юридическое или физическое. С 1 августа размер утильсбора подняли. Так, например, юрлица за покупку автомобиля возрастом до трех лет с объемом двигателя от 1 до 2 кубических метров заплатят 306 тысяч рублей. Эксперты говорят, что повышение утильсбора негативно отразится на рынке автомобилей. Кроме того, в 2023 году ЦБ несколько раз поднимал ключевую ставку: в июле – с 7,5 до 8,5%, в августе – с 8,5 до 12%, в сентябре – до 13%, а в октябре – уже до 15%. Повышение ключа сказалось на кредитах, в том числе и на автомобильных. Сейчас средняя ставка по автокредитам варьируется от 17 до 25%.

Что будет с параллельным импортом?

Еще в 2022 году с российского рынка ушли многие зарубежные автопроизводители. Однако люди все равно покупали себе Mercedes, BMW, Toyota, Kia и другие иномарки благодаря параллельному импорту. Правда, цена на эти автомобили значительно выросла. Покупка таких машин, по словам нижегородского автоэксперта и автоблогера Александра Дейча, обуславливалась не желанием сэкономить, а нежеланием пересаживаться за руль отечественного и китайского автопрома. Люди решаются купить машину по параллельному импорту от безысходности, потому что не хотят ездить на том, что предлагает отечественный рынок. Сейчас, в связи с ростом утильсбора, ценник на японские, немецкие, корейские и другие марки заметно «подскочил».

closeup-shot-of-a-black-car-in-the-parking-lot-with-a-blurred-background.jpg

Машина стоит, грубо говоря, полтора миллиона, еще плюс утильсбор в полмиллиона. Цена уже кусается, — говорит Александр Дейч. В связи с этим эксперты прогнозируют, что в 2024 году спрос на машины по параллельному импорту может упасть. — Уже сейчас дилеры закрывают направления паримпорта из-за нецелесообразности. Так и продолжится в 2024 году с учетом заградительных мер от государства, — говорит PR-менеджер Ассоциации РОАД Вера Павлова.

Что покупали в этом году?

По данным Автостата, на российском рынке больше всего было автомобилей от китайских автодилеров. На втором месте – от российских, на третьем — японских. Сейчас, по данным сервиса Авто.ру, на отечественном рынке лидируют пять автомобилей: Lada Granta, Lada Niva, Chery Tiggo 7 Pro, Haval Jolion и Geely Coolray. В Нижегородской области, по данным Автостата, за 10 месяцев 2023 года было куплено 110 295 машин: 21 297 новых и 88 998 – с пробегом. Как видно, спрос на б/у машины у нижегородцев превышает спрос на новые более чем в четыре раза. В этом году у нижегородцев наибольшей популярностью пользовались «Лада» (7 752), Haval (2276) и Chery (2164) из салона. А на рынке поддержанных машин лидируют «Лада» (20491), Kia (7124) Hyundai (6569). Цена на стандартный седан «Лада Гранта» из салона стартует от 750 тысяч рублей, тогда как в январе 2023 года – от 680 тысяч рублей. Geely Monjaro в начале года стоил от 4 500 000 до 4 800 000 рублей, а сейчас – от 4 300 000 рублей. Под конец года, когда люди стремятся вложить во что-то свой доход, можно ожидать рост покупок машин. Александр Дейч говорит, что на сегодняшний день автомобиль превратился в отличный источник инвестиций. Велик шанс продать машину, купленную три года назад, и получить на сделке доход в 50-60%.

Люди не хотят продавать свои машины «за дешево», лишь в крайних случаях и экстренных ситуациях, когда срочно нужны деньги. Продавцы могут долго ждать покупателя машины на свою цену. Именно поэтому сейчас можно наблюдать «стоячий» авторынок – кроме скачков цен есть и застой в продажах. Даже если спроса на машины нет, люди все равно не сбрасывают цену, – поделился Александр Дейч.

Прогноз на 2024 год

Предпосылок к снижению цен на автомобили в 2024 году пока нет. Поскольку с российского рынка ушли многие зарубежные производители, автодилеры пытаются из-за ограниченного предложения получить больше прибыли, повышая стоимость имеющихся машин. — Вероятность, что цена на автомобили упадет, нулевая, по моему мнению, — считает Александр Дейч. Однако и глобального роста цен на машины не следует ждать. По мнению нижегородского автоблогера, стоимость автомобилей в 1 и 2 квартале 2024 года вырастет на 10%, а в 3 и 4 – на 12-14% от сегодняшней цены. Примерный диапазон роста цен на новые машины и с пробегом, по словам Александра Дейча, в следующем году – 7-15%. При этом делать прогнозы о стоимости машин сейчас крайне сложно из-за нестабильной ситуации в геополитике, которая очень влияет на экономику в целом и рынок автомобилей в частности. Неизвестно также, как поведет себя курс валют. Что касается продаж, то здесь эксперты не предвидят большого снижения. По данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ), в следующем году в России продадут от 1,027 до 1,24 млн новых машин. Даже самый пессимистичный сценарий в геополитике несильно отразится на этих данных. НАПИ также прогнозирует лидерство китайских брендов на российском авторынке – около 48% машин будет из Поднебесной. Отечественный автопром займет около 41% рынка. Это что касается новых автомобилей. — Повышение утильсбора, сложная логистика, дефицит базовых моделей — все это не способствует наполнению рынка и снижению роста цен, — подчеркивает PR-менеджер Ассоциации РОАД Вера Павлова. Возможности того, что в 2024 году ушедшие с российского авторынка производители вернутся, эксперты не видят.

Даже если ситуация в мире изменится в лучшую сторону, закончатся все вооруженные конфликты, курс доллара станет меньше и тому подобное, все равно в 2024 году компании пока не вернутся. Процесс возвращения на наш рынок будет очень затратным, в том числе по денежным средствам, поскольку китайские компании, которым были проданы места, уже прочно обосновались в России и не захотят уходить, — говорит Александр Дейч. При этом можно ожидать, что параллельный импорт продолжит существовать даже в таких жестких условиях автокредитования и повышенного утильсбора.

Российский авторынок обновляет максимумы на фоне рекордных цен

Продажи новых автомобилей продолжают восстанавливаться, несмотря на массовое повышение цен. На этом фоне власти начали возвращать российский авторитейл в цивилизованное русло, ограничив параллельный импорт китайских машин.

Сергей Бобылев/ТАСС

Российский авторынок в сентябре продолжил обновлять постсанкционные максимумы — за первый месяц осени россияне приобрели 110,4 тыс. легковых автомобилей — это в 2,5 раза больше, чем годом ранее, сообщили эксперты агентства «Автостат» со ссылкой на данные АО «ППК». Таким образом, объем реализации новых машин в нашей стране второй месяц подряд превышает 100-тысячную отметку и стал рекордным начиная с января 2022-го. При этом если смотреть понедельную статистику продаж, то в середине сентября наблюдалось некоторое снижение спроса, который во многом был реализован в летние месяцы на фоне ослабления рубля и индексации утильсбора с 1 августа.

По словам генерального директора ГК «Аларм-Моторс» Романа Слуцкого, ожидания дальнейшего подорожания автомобилей заставили многих не откладывать покупку до осени. Таким образом, довольно значительная доля спроса сентября-декабря была реализована летом.

«Сентябрь не отличался высокой потребительской активностью. Рекомендованные розничные цены выросли у всех брендов. Маркетинговые поддержки со стороны большинства дистрибьюторов сократились. Эффективные кредитные ставки по автокредитам значимо подросли. На мой взгляд, столь неплохой результат сентября обусловлен, в первую очередь, высоким давлением на оборотный капитал дилерских предприятий, представляющих ведущие китайские бренды в России. Стоит отметить, что продажи сентября в значительной доли были обеспечены автомобилями, поступившими дилерам до основной волны подорожания», — комментирует эксперт.

Действительно, средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в августе 2023 года впервые преодолела 3-миллионную отметку, составив, по оценке «Автостата», 3 млн 130 тыс. рублей. За весь август цены на машины подняли 15 марок, официально представленных на рынке, — столь масштабного удорожания не было с мая прошлого года. В первой половине сентября рост цен продолжился — 9 брендов повысили стоимость своих моделей, а вот во второй половине месяца эксперты «Цена Авто» не зафиксировали изменений в прайс-листах на новые автомобили, которые официально продаются в России.

Как говорит директор по маркетингу и ИТ Группы компаний «Петровский» Сергей Новосельский, помимо индексации утильсбора и продолжающегося падения рубля, рост стоимости новых машин спровоцировало серьезное повышение цен на автовозы, которые должны были обеспечивать транспортировку автомобилей из портов поступления до дилерских центров. Стоимость автовозов выросла по некоторым направлениям более чем в два раза. Например, цена автовоза из Москвы в Санкт-Петербург подорожала со 110 до 250 тыс. рублей. Из-за скачка цен почти весь месяц автовозы просто не ехали, и автомобилей в дилерских центрах банально не было.

В свою очередь, Роман Слуцкий не видит потенциала к росту цен в ближайшие месяцы, поскольку это не даст возможность рынку «переварить» надвигающиеся на него объемы уже согласованных поставок. По мнению эксперта, в частности ряд китайских премиальных брендов будет вынужден сделать условия приобретения своих автомобилей более привлекательными.

Между тем, с 1 октября в России изменены правила ввоза машин по параллельному импорту — теперь автомобили марок, официально представленных в нашей стране (а это только китайские бренды), можно купить только у официальных дилеров. Нововведение может не только стать поводом для очередного повышения цен, но и вызвать сокращение модельных рядов на российском авторынке.

«Можно ожидать, что автомобили, поставляемые по параллельному импорту, подорожают быстрее. Сегмент машин с официально выстроенной дилерской сетью ожидает более спокойная динамика роста. В среднем по рынку рост цен может составить в районе еще 5-7%. Основными драйверами пока по-прежнему являются колебания валюты и изменение ставки утильсбора. Ограничения на параллельный импорт в ближайшие два месяца влияния на уровень продаж не окажут, рынок продавцов готовился к этому и заблаговременно пополнили склады», — рассказал заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.

Как прогнозирует Роман Слуцкий, по итогам года российский авторынок смело перевалит за 1 миллион и, вероятно, даже достигнет 1,1 млн машин. Во многом результат будет зависеть от возможностей логистических компаний в части доставки автомобилей до дилерских предприятий.

«Авторынок быстро трансформируется и восстанавливается, однако я бы воздержался от слишком оптимистичных прогнозов — остается слишком много риск-факторов», — резюмирует эксперт.

Рост цен до 30 процентов и экспансия Китая: что ждет российский авторынок

По словам экспертов, к концу года автомобиль может превратиться обратно из средства передвижения в роскошь

Поделиться
Читать нас в

Рост цен до 30 процентов и экспансия Китая: что ждет российский авторынок

© freepik.com

На российском авторынке грядет резкое повышение цен: по прогнозам разных экспертов, уже к декабрю этого года они могут подскочить от 5 до 30 процентов. Всему виной — колебания курса валют и новый утилизационный сбор. К чему готовиться автолюбителям, найдется ли в России достойный конкурент китайским моделям и стоит ли ждать возвращения европейских и американских производителей — читайте в специальном материале «Парламентской газеты».

Кому достались иностранные заводы?

Массовый исход автобрендов из России начался еще в прошлом году, вскоре после объявления специальной военной операции и введения против нашей страны первого пакета санкций. Один за другим производство приостановили или свернули вовсе практически все ведущие концерны: BMW, Volkswagen, Skoda, Audi, Renault, Nissan, Lexus, Toyota, Mazda, Mitsubishi, Subaru и так далее. Отрасль отреагировала на это резким падением производства — в марте, когда начался «исход», выпуск новых моделей просел, согласно данным Росстата, более чем на 70 процентов. Однако тотального коллапса, вопреки самым мрачным прогнозам, не случилось. Прежде всего — из-за того, что на смену ушедшим «европейцам» и «американцам» бурным потоком хлынули «китайцы», о чем мы поговорим позже.

Исход сопровождался массовым перераспределением активов — сборочных площадок и автозаводов. Местами этот процесс был довольно болезненным — так, петербургский завод Toyota несколько месяцев находился в простое: руководство никак не могло наладить поставки комплектующих, а рабочие сидели по домам, получая ежемесячные компенсации. Однако сегодня все более или менее устаканилось.

Московский же завод Renault перешел в собственность столичного правительства, которое, в свою очередь, передало его «АвтоВАЗу». Сейчас вместо «Дастеров» и «Каптюров» там собирают возрожденные «Москвичи». Согласно заявлениям руководства компании, без западных хозяев предприятие не только не потеряет, но и будет наращивать производственные мощности: с 2025-го там обещают выпускать по 125 тысяч автомобилей в год.

Петербургские площадки Nissan и Toyota также переориентировали на выпуск отечественного авто: на первом будут выпускать новые «Лады», второй нацелен на производство инновационного электромобиля E-Neva и крупнотоннажных грузовиков для нефтегазового сектора БАЗ-S36A11.

Еще один завод — Volkswagen в Калужской области — пока что находится в подвешенном состоянии. Он также благополучно сменил владельца (им стала компания «Авилон»), но что именно там будут делать — пока неизвестно. Согласно информации СМИ, на предприятии планируют наладить сборку китайских автомобилей бренда Chery. Однако сам «Авилон» эти сведения не подтверждал.

Что происходит на рынке?

Несмотря на переход производственных активов в руки российских компаний, по словам экспертов, опрошенных «Парламентской газетой», тренд сейчас на рынке один — массированная экспансия Китая. Автопроизводители из Поднебесной продолжают с огромным энтузиазмом осваивать ниши, покинутые европейцами и американцами. Так, согласно данным китайской таможни, в июле этого года из Китая в Россию поставили автомобилей на сумму свыше миллиарда 600 миллионов долларов — это абсолютный рекорд за все время. Притом что предыдущий случился не далее как в июне — тогда объемы поставок достигли миллиарда 300 миллионов.

По информации аналитического агентства «Автостат», на август этого года общее количество китайских автомобилей в России превысило миллион единиц.

«Сегодня на их долю приходится 2,4 процента от всего парка легковых машин в стране, — говорится в отчете компании. — При этом 28 процентов всех «китайцев» в РФ представлено маркой Chery — таких машин на середину нынешнего года зарегистрировано в количестве свыше 304 тысяч единиц. Второе место по этому показателю занимает Geely (210 тысяч), третье — Lifan (152 тысячи).

И это еще не предел — так, по словам исполнительного директора ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслава Жигалова, уже через несколько лет китайская продукция может занять до 90 процентов российского авторынка.

«Китай сейчас является абсолютным мировым лидером по производству автомобилей, — отметил эксперт. — Там насчитывается 80 автомобильных брендов, и эта цифра постоянно растет. Очень быстро обновляются технологии, пополняется модельный ряд. А конкуренции — по крайней мере на территории нашей страны — по сути, нет».

Что будет с нашим автопромом?

С нашим автопромом ситуация при этом складывается неоднозначная. Российские производители занимают ниши, где китайцев нет: например, УАЗ прочно обосновался в сегменте недорогих рабочих грузовиков и фургонов, а АвтоВАЗ — в сегменте автомобилей стоимостью до полутора миллионов рублей. И в целом, учитывая то, что народ, мягко говоря, не жирует, такая стратегия себя оправдывает: так, по данным агентства «Автостат», в августе 2023 года самым популярным у россиян вот уже который месяц подряд стало семейство LADA — разных моделей под этим брендом продали свыше 28 тысяч единиц. Это более четверти от всего объема продаж.

Однако с отечественным автопромом есть другая проблема — он стремительно дорожает.

«Согласно данным Росстата, за восемь месяцев этого года у нас отечественные автомобили уже подорожали на восемь процентов, — отметил Вячеслав Жигалов. — А импортные — всего на три процента. И тренд, скорее всего, продолжится. Это парадоксально, особенно с учетом того, что цена импортных автомобилей полностью зависит от курса валют, но это так. Скорее всего, тут дело в двух моментах. Во-первых, локализация у нас все еще не такая высокая, как нам заявляют. А во-вторых, на мой взгляд, мы сильно отстаем по НИОКРам. Расходы на них все еще слишком низкие — а чем меньше расходы на НИОКРы, тем сложнее обзавестись собственными автокомпонентами, особенно теми, которые относятся к сложной электронике».

Также маловероятно появление новинок из других стран — например, из Индии и Ирана, крупные автомобильные концерны которых еще в прошлом году аккуратно намекали на растущий интерес к российскому рынку. Ну и совсем уж фантастический сценарий — внезапное возвращение ушедших. Так, например, Nissan, распродав все свои российские активы по символической стоимости в один евро, понес от этого решения убытков на 660 миллионов долларов. Но финансовый год при этом, как следует из публичных отчетов компании, завершил с чистой прибылью свыше полутора миллиарда. У других мировых брендов ситуация плюс-минус похожая: увы, Россия не стала для них такой большой потерей, чтобы одуматься, схватиться за голову и совершить поворот кругом.

«Можно сказать даже больше — скорее всего, в ближайшее время нам стоит ожидать окончательного разрыва отношений с недружественными странами, — уверен Вячеслав Жигалов. — Потому что даже те, кто официально о своем уходе не заявлял, — как, например, южнокорейские бренды — фактически это сделали. В частности, мы сейчас наблюдаем, как иностранные компании отключают системы технической поддержки, без подключения к которым в автосервисе невозможно произвести ни одной даже простейшей манипуляции. Поэтому никаких возвращений не будет точно».

Одним словом, как минимум ближайшие пять лет на российском авторынке пройдут под знаменем Китая.

Как изменятся цены?

По ценовой динамике прогноз у экспертов тоже идентичный: цены будут расти. Всему виной два фактора: девальвация рубля, который с начала года ослаб по отношению к иностранным валютам практически на треть, и повышение утилизационного сбора с 1 августа практически в два раза в зависимости от марки и возраста автомобиля. На последнем, в частности, настоял Минпромторг — в ведомстве это объяснили тем, что повышение тарифов «позволит бюджету получить дополнительные средства, отечественным компаниям — продавать свою продукцию, а иностранным — эффективнее инвестировать в локализацию производства». Однако, говорят участники рынка, не случится, скорее всего, ни первого, ни второго, ни третьего.

«Индексация, поскольку она касается только импортных автомобилей, скорее всего, имеет одну цель — защитить отечественного производителя, — пояснил Вячеслав Жигалов. — Но по факту единственное, к чему она приведет, — резкое повышение цен. По нашим прогнозам, к декабрю этого года они могут прибавить до 30 процентов. А это неизбежно повлечет за собой падение покупательной способности населения и снижение спроса».

Другие эксперты более щадящи в прогнозах. Так, член общественного совета Федерального дорожного агентства Минтранса РФ Игорь Моржаретто оценил грядущий рост цен в 5-15 процентов.

«Повышение в 30 процентов попросту убьет рынок, — отметил Моржаретто. — Потому что у нас сохраняется одна очень важная константа: невысокая покупательная способность населения. У нас и без того увеличивается средний возраст автомобилей — с 2013 года он, по разным оценкам, повысился с 10 до 15 и более лет. Если же цены вырастут еще на треть до конца года, народ откажется покупать новые авто вовсе».

Поможет ли нам параллельный импорт?

Параллельный импорт, отмечают эксперты, уже не играет на российском рынке практически никакой серьезной роли.

«Его доля и без того неуклонно уменьшалась, — отметил Игорь Моржаретто. — Сейчас она, по разным данным, составляет от 12 до 14 процентов. На мой взгляд, параллельному импорту осталось недолго — его попросту «убьет» выросший утилизационный сбор. Возить автомобили по серым схемам всегда было не совсем выгодно — слишком длинные и сложные логистические цепочки, слишком много посредников, слишком большая наценка. А невозможность хотя бы частично компенсировать еще и утильсбор за счет государства и вовсе может поставить на параллельном импорте крест. Поэтому я бы не стал брать его в расчет, анализируя ситуацию на рынке».

Какие ждем новинки?

Зато что точно будет, так это фантастическое модельное разнообразие. В 2023-2024 годах на российский рынок ворвется сразу множество новых марок авто — правда, преимущественно из все того же Китая.

BAIC BJ40, рамный внедорожник с понижайкой и двухлитровым бензиновым двигателем на 225 лошадиных сил. Производство началось летом на заводе «Автотор» в Калининграде. Средняя розничная цена — 4 миллиона 59 тысяч рублей.

JAECOO 9, кроссовер на базе Chery Tiggo 9. Старт продаж — ноябрь 2023, цены пока держатся в секрете.

Бензиновый лифтбек «Москвич 6» с полуторалитровым бензиновым двигателем мощностью в 136 лошадиных сил и шестиступенчатой роботизированной коробкой передач. Старт продаж — октябрь 2023 года.

Компактный кроссовер Jetour X70 Plus (конец сентября) и полноприводный внедорожник Jetour T2 (декабрь).

Спортивный седан Omoda S5 GT с мотором мощностью в 150 лошадиных сил (сентябрь) и электрический кроссовер Omoda E5 (конец года).

Пикап Sollers, который представляет собой локализованную китайскую модель JAC T6 (сроки неизвестны).

Как изменить ситуацию

Как рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов, законодатели о ситуации на авторынке знают.

«Автомобиль — приобретение для человека, безусловно, очень важное, но с учетом достаточной развитости общественного транспорта все-таки не первоочередное, — отметил сенатор. — А с учетом того, какие мы сейчас затруднения ощущаем с финансированием защищенных статей бюджета — социальной сферы, медицины и прочего, — автомобильный рынок все-таки отходит на второй план. Ну и потом — у нас ведь населению нужны не только автомобили, но и стиральные машины, телевизоры, мебель, одежда, наконец. Это все вещи необходимые. А автомобиль предметом первой необходимости не является».

Что касается научной работы (именно ее недостаточную развитость и финансирование наши эксперты, напомним, называли в качестве главной причины высокой стоимости отечественных авто), то на ее налаживание, по словам Анатолия Артамонова, при любом раскладе уйдут годы.

«Но позитивные подвижки определенно есть, — констатировал сенатор. — Если брать, например, предприятия оборонно-промышленного комплекса, который частично переориентируется в том числе на выпуск продукции гражданского назначения, то они заказами сейчас загружены полностью. Поэтому работа ведется».

Читайте также:

Читайте нас в Telegram

Просмотров

6689

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *