Что такое столкновение в дтп
Перейти к содержимому

Что такое столкновение в дтп

  • автор:

Столкновение транспортных средств

«. Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством. «

«Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации» (утв. ФДС РФ 29.05.1998)

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

  • Столкновение морских (речных) объектов с преградами
  • Столовая

Смотреть что такое «Столкновение транспортных средств» в других словарях:

  • Столкновение — вид дорожно транспортного происшествия. Взаимный контакт движущихся механических транспортных средств, нередко влекущий ранения и гибель людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов и др … Криминалистическая энциклопедия
  • Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в результате нарушения нормального режима движения транспортного средства и повлекшее за собой травмирование или смерть людей, повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных искусственных сооружений, причинение… … Криминалистическая энциклопедия
  • Дорожно-транспортные происшествия — происшествия, возникшие в процессе движения автотракторных транспортных средств и других самоходных машин, повлёкшие за собой гибель или ранения людей, повреждение транспортных средств, дорожных сооружений, грузов и др. Д. т. п. и их… … Большая советская энциклопедия
  • Крупные ДТП в зарубежных странах в 2010-2012 годах — 2012 19 августа в Акмолинской области Казахстана на 1309 м километре автотрассы Алма Ата Екатеринбург произошло крупное ДТП. Груженный щебнем грузовик выехал на полосу встречного движения и столкнулся с рейсовым автобусом, следовавшим по маршруту … Энциклопедия ньюсмейкеров
  • Трейнсёрфинг — Трейнсёрферы на поезде в Бангладеш Трейнсёрфинг (от англ. train … Википедия
  • Крупные ДТП в России в 2013 году — 14 мая на трассе Пенза Тамбов в районе села Константиновка Пензенского района произошло столкновение трех автомобилей: грузовой фуры, микроавтобуса и легкового автомобиля. В результате погибли 10 человек, девять пострадали. 10 мая в Москве на… … Энциклопедия ньюсмейкеров
  • ДТП с участием автомобилей российских чиновников в 2008-2012г — Ниже приводится справочная информация о ДТП с участием автомобилей российских чиновников в 2008 2012 годах. 2012 14 марта на 8 м километре Рублево Успенского шоссе столкнулись Cadillac и BMW, в котором ехала шеф протокола президента РФ Марина… … Энциклопедия ньюсмейкеров
  • Euro NCAP — Год основания 1997 году … Википедия
  • МКБ-10: Класс XX — Международная классификация болезней 10 го пересмотра (МКБ 10) Класс I Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II Новообразования Класс III Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный ме … Википедия
  • МКБ-10: Код Y — Международная классификация болезней 10 го пересмотра (МКБ 10) Класс I Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II Новообразования Класс III Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм Класс … Википедия

Причины столкновения транспортных средств и задания экспертного исследования

Под столкновением ТС понимают происшествие, которое возникло вследствие взаимного контакта механических ТС в процессе их движения и имело последствием гибель или телесные повреждения людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Столкновение часто сопровождаются опрокидыванием, пожаром, выездом за пределы проезжей части, наездами на препятствия или падением с возвышенностей (мостов, путепроводов, склонов), что, кроме значительного материального вреда, приводит к человеческим жертвам.

Причинами столкновений являются обстоятельства, которые создали такую дорожную обстановку, при которой водитель своевременно не обнаружил опасности столкновения и не принял необходимых мер с целью его предотвращения.

Основные причины столкновений можно разделить на шесть групп:

1) неисправности ТС, вызывающие внезапную смену направления или лишающие водителя возможности снизить скорость, остановиться или объехать препятствия;

2) неблагоприятные дорожные условия, вызывающие самовольное изменение направления движения ТС или потерю управления (скользкая проезжая часть, различные значения коэффициента сцепления под правыми и левыми колесами;

3) неблагоприятная дорожная обстановка, когда в полосе движения ТС возникает препятствие, которое заставляет водителя применить резкий маневр или торможения, что приводит к потере управлением ТС и выезда в опасном направлении.

4) действия водителей, которые противоречат требованиям Правил дорожного движения и создают препятствие (например, при проезде перекрестков, обгона, объезда);

5) неправильные приемы управления, вызывающие потерю управления транспортными средствами (резкое торможение при осуществлении поворота или на скользкой дороге, крутой поворот рулевого колеса при выезде из колеи);

6) другие (неправильная организация движения, плохая видимость дорожных знаков или их отсутствие, что вызывает неправильную оценку водителем дорожной обстановки).

Главной задачей автотехнической экспертизы при исследовании этого вида ДТП является выяснение механизма столкновения. На основании исследования представленных на экспертизу материалов, эксперт обнаруживает причинные связи между происшествиями, противоречия между отдельными данными и заполняет звенья, которых недостает, в общем перечне обстоятельств на всех трех стадиях механизма столкновения — в процессе сближения ТС, их взаимодействия при ударе и отбрасывании после столкновения.

Полное представление о механизме столкновения можно получить в результате проведения комплексной автотехнической и транспортно-трассологической экспертизы.

При исследовании механизма столкновения в процессе сближения ТС эксперт определяет или нарушения устойчивости, или потерю управления перед столкновением и причины такого нарушения, определяет скорость ТС перед происшествием и в момент столкновения, выясняет их расположения в определенные моменты времени, полосу, направление движения, угол контакта при столкновении.

Исследуя процесс столкновения ТС, эксперт выясняет взаимное расположение в момент удара, определяет направление удара и его влияние на дальнейшее движение.

При исследовании процесса отбрасывания ТС после столкновения эксперт определяет место столкновения на основании оставленных следов и расположение ТС после происшествия, определяет скорости их движения после удара, направление отбрасывания.

Определение экспертом механизма столкновения и техническая оценка действий участников происшествия позволяют следственным органам и суду решить вопрос о причине происшествия и обстоятельства, способствовавшие его возникновению.

Методика экспертного исследования при выяснении механизма столкновения зависит от вида столкновения. По основным классификационным признакам, определяющие механизм столкновения, все столкновения ТС можно разделить на следующие группы:

1) по углу между направлениями движения ТС — продольные (при движении параллельными или близкими к параллельным курсами) и перекрестные столкновения. Продольные столкновения делятся на встречные и попутные столкновения.

2) по характеру взаимодействия на месте контакта при ударе — блокирующие (при полном погашении относительной скорости в момент удара), скользящие и касательные столкновения;

3) по месту приложения ударного импульса — столкновение боковое право- и левостороннее, переднее, заднее, угловое;

4) по направлению ударного импульса — столкновение центральное (когда направление удара проходящей через центр массы транспортного средства), право- или левоэксцентричное.

Т акая система классификации столкновений позволяет распределить по видам характеристику столкновения.

  • Главная |
  • ПДД |
  • Таблица штрафов |
  • Таблица алкоголя |
  • Адреса ГАИ |
  • Полезное |
  • Партнеры |
  • Предмет экспертизы нефтепродуктов. Часть 1 |
  • Предмет судебной трасологической экспертизы следов ног человека

Виды дорожно-транспортных происшествий Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ВИДЫ ДТП: СТОЛКНОВЕНИЕ / НАЕЗД / ОПРОКИДЫВАНИЕ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ / ПРОЧИЕ ДТП / TRAFFIC ACCIDENT / TYPES OF TRAFFIC ACCIDENTS / CAR CRASH / RUN OVER / TYPES OF TURNOVER AND OTHER TRAFFIC ACCIDENTS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Одинцов Леонид Григорьевич, Недбайло Константин Александрович, Легошин Владимир Данатович

Дана классификация дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и приведены некоторые особенности ликвидации последствий ДТП, обусловленные характером их видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Одинцов Леонид Григорьевич, Недбайло Константин Александрович, Легошин Владимир Данатович

Технические средства для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий
Особенности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Взаимодействие структурных образований различных ведомств при ликвидации дорожно-транспортных происшествий

Опыт ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на территории Калужской области
Организация поисково-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Types of Traffic Accidents

Types of traffic accidents classification and specific nature of traffic accident consequences elimination is given in the article.

Текст научной работы на тему «Виды дорожно-транспортных происшествий»

Civil Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)

Виды дорожно-транспортных происшествий

© Технологии гражданской безопасности, 2009

Л.Г. Одинцов, Центр координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) К.А. Недбайло, Центр координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) В.Д. Легошин, Центроспас МЧС России

Дана классификация дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и приведены некоторые особенности ликвидации последствий ДТП, обусловленные характером их видов.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, виды ДТП: столкновение, наезд, опрокидывание и их разновидности, прочие ДТП.

Types of traffic accidents

ISSN 1996-8493 © Civil Securiti Technology, 2009

L.G. Odintsov, VNII GOChs K.A. Nedbajlo, VNII GOChs V.D. Legoshin, «Centrospas»

Types of traffic accidents classification and specific nature of traffic accident consequences elimination is given in the article.

Key words: traffic accident, types of traffic accidents, car crash, run over, types of turnover and other traffic accidents.

Основные виды столкновений Основные виды наездов Прочие виды ДТП Выводы

Технологии гражданской безопасности, том 6, 2009, № 1-2 (19-20)

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) подразделяются на столкновения, наезды, опрокидывания и прочие ДТП [1—3]. В зависимости от вида ДТП и его масштабов, для ликвидации последствий, определяются технология и применяемые технические средства.

Столкновение — ДТП, при котором движущиеся транспортные средства (ТС) сталкиваются между собой, с элементами конструкций дороги, с неподвижными препятствиями на дороге или на прилегающей к дороге территории, с подвижным или остановившимся составом железных дорог.

Основные виды столкновений

Лобовое (фронтальное) столкновение — столкновение транспортных средств (ТС) при встречном движении. Кузов ТС сильно деформируется, в результате чего происходит сложное сдавливание пострадавших элементами кузова ТС, а сами пострадавшие получают серьезные травмы.

Боковое столкновение — столкновение лобовой (передней) части одного ТС с боковой стороной другого ТС. Имеют высокую степень травмоопасности из-за малого расстояния между боковыми поверхностями корпуса ТС и его пассажирами. В большинстве случаев при деформации кузова остается очень незначительное свободное пространство для работы спасателей.

Касательное столкновение — столкновение одного или нескольких транспортных средств, при встречном движении или движении в одном направлении. Последствиями такого вида столкновений могут быть опрокидывание ТС или столкновение с другим ТС, или с придорожным препятствием.

Опрокидывание — падение ТС на крышу или на бок в результате столкновения, резкого поворота или других факторов. Дополнительным фактором, осложняющими проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) является деформация конструкции крыши ТС, в результате которой перекрывается оперативный доступ к пострадавшим, и становятся более продолжительным по времени процесс стабилизации ТС и извлечения из него пострадавших.

Наезд — ДТП, при котором ТС наезжает на неподвижное ТС, на препятствие, либо на другой медленно двигающийся объект.

Основные виды наездов

Наезд на стоящее транспортное средство — ДТП, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС или на прицеп (полуприцеп).

Наезд на препятствие, не являющееся участником дорожного движения — ДТП, при котором ТС наехало на столб, дерево, стену, строение, открытый колодец и т.п.

При определении стратегии проведения АСДНР необходимо учитывать также вероятное наличие пострадавших в прилегающих к дороге поврежденных строениях и сооружениях.

Основная опасность при таком виде ДТП — возможное проявление вторичных поражающих факторов в зоне проведения АСДНР в виде: обрыва и падения электропроводов, нависание и падение частей поврежденных препятствий, и т.п.

Наезд на гужевой транспорт — ДТП, при котором ТС наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся ТС.

Наезд на пешехода — ДТП, при котором ТС наехало на стоящего или движущегося человека.

Наезд на животных — ДТП, при котором ТС наехало на диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), птиц, либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди и причинен материальный ущерб.

При наездах из-за резкой остановки ТС кузов ТС обычно сильно деформируется, что приводит к сложному сдавливанию пострадавших (при столкновении с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч, не пристегнутый ремнем безопасности пострадавший продолжает двигаться вперед с такой же скоростью, а пристегнутый весом 70 кг давит на ремень с силой около 3 т).

Прочие виды ДТП

Особые виды дорожно-транспортных происшествий

— ДТП, осложненные опасными факторами и во многих случаях требующие привлечения дополнительных сил и средств.

Падение перевозимого груза — ДТП, при котором перевозимый груз, упавший с ТС или предмет, отброшенный колесом ТС, причинил физический ущерб людям и животным или материальный ущерб другому ТС.

Дорожно-транспортное происшествие с падением транспортного средства в воду — ДТП, при котором ТС по каким либо причинам падает в реку, озеро, море, проваливается под лед и т. п., и для доступа к пострадавшим требуется привлечение дополнительного специального или водолазного оборудования, а так же спасателей, допущенных к водолазным спускам и к обеспечению водолазных работ.

Дорожно-транспортные происшествия на участке железной дороги — ДТП, при котором ТС сталкивается с подвижным или стоящим железнодорожным составом на железнодорожных переезде или на не предназначенном для переезда участке железной дороги; ТС сталкивается с другим ТС на железнодорожном переезде; подвижный железнодорожный состав наезжает на ТС на железнодорожном переезде или на не предназначенном для переезда участке железной дороги.

Дополнительными опасными факторами при этом являются:

— обрыв контактного провода сети с высоким напряжением (на электрифицированных ж/д) требует принятия мер по электробезопасности;

^П Securiti Technology, vol. 6, 2009, № 1-2 (19-20)

— проходящие мимо места ДТП ж/д составы (для обеспечения безопасности необходимо выставить предупреждающие знаки на максимально возможном расстоянии от места ДТП);

— возможное наличие на ТС и ж/д составах опасных грузов.

Попадание транспортного средства под завал — ДТП, при котором ТС с людьми в результате природных или техногенных явлений, попало под лавину, сель, обвал, камнепад и т.п.

В зависимости от масштаба и сложившейся обстановки для поиска пострадавших в завалах могут использоваться кинологические подразделения и различные поисковые приборы.

Дорожно-транспортные происшествия в туннеле (путепроводе) — ДТП осложненное спецификой ограниченного пространства, затрудняющее доступ к месту ДТП, проведение АСДНР и эвакуацию пострадавших. Основная опасность при ликвидации последствий ДТП такого вида — это возможное возникновение пожара, в результате чего возникают вторичные факторы поражения.

При проведении АСДНР спасатели должны быть одеты в боевую одежду пожарного, иметь в готовности к применению изолирующий дыхательный аппарат (ИДА) и средства пожаротушения.

Дорожно-транспортное происшествие с транспортными средствами перевозящими опасные грузы — дорожно-транспортное происшествие с ТС попадают под категорию опасных, если в результате него произошла утечка (выброс, возгорание и т. п) опасного вещества или существует опасность возникновения такой ситуации. К основным опасным грузам относятся:

• аварийно химически опасные вещества (АХОВ);

• радиационно и биологически опасные вещества;

• взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы (ВВ; ВОП).

В зависимости от вида АХОВ (его опасности для окружающих), масштаба аварии и сложившейся обстановки, к ликвидации последствий в зоне аварии могут привлекаться подразделения радиационной химической и биологической защиты (РХБЗ), ПСС и АСФ, имеющие в штате спасателей, прошедших специальную химическую подготовку, средства индивидуальной защиты спасателей и пострадавших, указанные в аварийной карточке для данного вида АХОВ, а также специальное оборудование (приборы радиационной, химической разведки, средства дегазации и прочее).

Аварийно-спасательные формирования, прибывшие к зоне аварии, разворачиваются в безопасной зоне, указанной руководителем работ подразделения РХБЗ, и поступают в его распоряжение.

Аварийно-спасательные формирования, проводящие АСДНР в зоне ДТП должны руководствоваться в своих действиях Наставлением по организации и технологии ведения АСДНР при крупных авариях на

химически опасных объектах [4]. Основными задачами АСФ при АСДНР такого вида ДТП являются:

— проведение разведки (определение размеров зоны заражения, обнаружения пострадавших и т.д.);

— деблокирование и эвакуация пострадавших в чистую зону;

— оказание пострадавшим первой помощи (ПП) и первой медицинской помощи (ПМП);

— ликвидация утечки АХОВ.

При проведении АСДНР спасатели должны иметь в готовности к применению средства индивидуальной защиты, указанные в аварийной карточке для данного вида вещества.

При ДТП с ТС, перевозящими взрывчатые вещества и взрывоопасные предметы, существует угроза детонация ВВ и ВОП, вследствие их перемещения, механического воздействия на них или нагрева (горения).

Поражающие факторы взрыва:

При выезде на ликвидацию последствий ДТП необходимо вызывать специалистов взрывотехников (МВД России, ФСБ России или МО России), которые могут перед началом АСДНР определить степень угрозы и контролировать безопасность их проведения. Весь личный состав АСФ должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты (бронежилет и защитный шлем) и защиты пострадавших (бронежилеты, бронео-деяла и т.п).

Основная опасность при ликвидации последствий ДТП с ТС, перевозящими легковоспламеняющиеся вещества — это возникновение в результате столкновения пожара или возможное его возникновение в процессе проведения АСДНР, в результате которого появляются опасные факторы:

— большая площадь горения;

— выделение токсичных веществ;

Развитие пожара зависит от места его возникновения, характера и количества горючего материала.

Основные задачи спасателей — принятие мер, направленных на предотвращение возникновения пожара, эвакуация пострадавших в безопасную зону, техническая помощь в тушении пожара, проведение мероприятий по экологической защите окружающей среды.

Дорожно-транспортные происшествия с участием трамвая (троллейбуса) — ДТП, при котором трамвай (троллейбус) столкнулся (наехал) на другое ТС, или в результате обрыва и падения на ТС силовых проводов, или схода трамвая с рельсов и его опрокидывания пострадали другие ТС или люди.

Дополнительными опасными факторами при этом являются:

Технологии гражданской безопасности,

— обрыв и падение на ТС или в зоне ДТП токонесущих проводов;

— наличие высокого напряжения (около 550 в) в сети трамвая (троллейбуса);

— большая влажность и атмосферные осадки.

При наличии напряжения в оборванных токонесущих проводах или при наличии напряжения на кузове ТС в результате повреждения сети, в случае срочной эвакуации пострадавших и пассажиров из аварийного ТС при угрозе возникновения вторичных факторов поражения, необходимо объяснить пассажирам правила безопасного выхода из салона ТС (прыжок на землю на обе ноги или на постеленный токоизолирующий материал и удаление в безопасную зону, на расстояние не менее 8 метров, короткими шаркающими шажками, не отрывая ног от земли). Запрещается касаться металлических частей корпуса аварийного ТС, находящегося под напряжением и подхватывать выходящих из него пассажиров.

Срочная эвакуация пострадавших, не имеющих возможности самостоятельно покинуть аварийное ТС, находящееся под напряжением, производится только с соблюдением правил электробезопасности и с применением диэлектрических защитных средств.

Характер травм у пострадавших в ДТП и характер повреждений автомобиля непосредственно связан с видом ДТП, поэтому знание классификации видов ДТП и быстрое определение и оценка этих видов, разновидностей позволяет спасателю более точно и квалифицированно проводить работы по ликвидации последствий ДТП.

том 6, 2009, № 1-2 (19-20) /35 Литература_

1. Справочник спасателя. Книга 11. Аварийно-спасательные работы при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2002, 161 с.

2. Руководство по организации, управлению и взаимодействию при выполнении спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007, 90 с.

3. Наставление для личного состава аварийно-спасательных формирований по организации и технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при дорожно-транспортных происшествиях. — М.: ЗАО НПК «ИРНИТ», 2007, 112 с.

4. Наставлением по организации и технологии ведения АСДНР при крупных авариях на химически опасных объектах. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 1999.

Сведения об авторах_

Леонид Григорьевич Одинцов: главный научный сотрудник Центра координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), д. т. н.

Константин Александрович Недбайло: начальник направления Центра координации деятельности ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Владимир Данатович Легошин: заместитель начальника «Центроспас» МЧС России.

Что такое столкновение в дтп

Бесплатная
Консультация:
Москва и МО

С-Петербург и ЛО

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

ДТП. Определение понятия

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

Тождественное определение понятия «дорожно-транспортное происшествие» содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения ( утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

Учет ДТП Росстатом

В Приказе Росстата от 29.12.2017 N 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» ( данный приказ не был официально опубликован ) содержатся следующие положения:

  • Погибший — лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее в течение 30 последующих суток после ДТП.
  • Раненый — лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

Дорожно-транспортные происшествия учитываются по следующим основным признакам:

  • видам (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода, препятствие, велосипедиста, падение пассажира);
  • местам совершения (в населенных пунктах, на автомобильных дорогах общего пользования, частных автомобильных дорогах, платных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах необщего пользования, на железнодорожных переездах и в других местах);
  • причинам, основными из которых являются: нарушение Правил дорожного движения (в том числе водителями транспортных средств), техническая неисправность транспортных средств и неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети;
  • категориям пострадавших (водителям, велосипедистам, пассажирам, пешеходам);
  • участникам происшествий (в том числе с участием пешеходов и детей в возрасте до 16 лет);
  • времени совершения (дням недели, времени суток).

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в ОДМ 218.6.015-2015

В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации», утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).

В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
в утративших силу Правилах 1998 года

В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Иной вид ДТП — бесконтактное ДТП

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также «иной вид ДТП«. Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью «Бесконтактное ДТП. Судебная практика»

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли «пострадавший» автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что «из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие» (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под термином «дорога» понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что «поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия — страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования».

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? «Ограниченная видимость» и «дорожные условия, сопутствующие ДТП»

В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 г. N 168 содержались определения следующих терминов:

«4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

6. Ограниченная видимость — расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, — фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)».

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 15.04.2015г. (в ред. от 17.05.2019г.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *